Президент холдинга «Русская школа PR»:
Все темы, которые затронул президент, примерно равнозначны. Для какой-то группы население важно одно, а для другой – другое. Он говорил в негативном плане, прежде всего, о коррупции. В позитивном плане он говорил об армии, материнстве и детстве и об инновациях. Коррупция – это серьезная болезнь нашего общества. То, что президент сказал об этой проблеме в своем послании – хорошо.
С внешнеполитической стороны наше правительство не испытывает особых проблем. У России нормальный авторитет в мировом сообществе. Мы состоим в «Восьмерке», у нас нет врагов, которых мы можем серьезно опасаться конкретно, сейчас. Внешняя политика, которая для нас наиболее актуальна, – это «внутренняя внешняя политика», то есть политика стран СНГ. Для нас это большая проблема. Мы так и не привыкли считать это частью внешней политики, судя по некоторым, скорее остаточным, явлениям.
С остальными странами мира у нас нормальные отношения, как и личные отношения президентов. Выступление отдельных политиков с критикой России – обычное явление, к которому нельзя серьезно относиться. Не стоило бы уделять таким высказываниям большое внимание. По опросам, особых претензий у основной массы населения по поводу внешней политики президента и власти в целом нет. Я полагаю, что в этом и состоит причина того, что Путин не уделил внешней политике приоритетного значения в своем послании.
Во внешней политике России по отношению к странам СНГ не видно серьезной концепции. Мы наблюдаем ответ на проблему, а не ее решение, поэтому об этом также говорить было особо нечего.
Стоит учитывать, что это послание носит отчетливо выраженный пиаровский характер, и направлено, прежде всего, на внутренние проблемы страны, которые волнуют большинство населения. Как политтехнолог, я могу сказать, что это послание Путина подготовлено и поставлено лучше, чем предыдущие. Очень точно уловлены проблемы, которые волнуют избирателей, и поданы они довольно точно.
«Проблема 2008 года» практически не была затронута. Ситуация здесь довольно простая: Путин дал твердое слово, что он не идет на третий срок. Вероятно, он постарается указать на некоторого преемника. Насколько это будет сделано мягко или жестко, пока нельзя сказать. Есть несколько фамилий, но трудно прогнозировать, кто будет предложен в конечном счете. Послание не внесло в этот вопрос никакой ясности.
Целью власти не является торжество демократии, у нее другие задачи. Например, задачи по усилению государства и повышения престижа России на международной арене. Партии, которые представляют либерально-демократические идеи (если понимать их традиционно, а не связывать с партией Жириновского), терпят поражение. Наверное, эти идеи не так и нужны людям. Здесь четко улавливается политический тренд. Я как приверженец этих ценностей был бы рад, если бы они были больше представлены в послании, но президент счел иначе.
Озвученная в послании инициатива по передаче полномочий регионам плохо согласуется с выстраиванием жесткой вертикали власти. У нашего президента есть точные представления, связанные со всей его биографией, о том, что необходимо выстраивать вертикаль из надежных, честных и ответственных людей. Когда он почувствует, что это ему удается, то он будет передавать свои полномочия одному человеку. Поскольку это удается ему не так эффективно, передавать кому-то полномочия он не спешит. Властная «вертикаль» - один из худших способов власти. Власть должна быть «вертикально-горизонтальной» как минимум.
Конвертируемость рубля – это не искусные и умелые финансовые действия. Она связана с желанием других стран покупать наши товары. Товаров у нас, кроме «продуктов трубы», практически нет, исключая некоторые виды вооружения, которые покупают некоторые страны. Поэтому конвертируемости рубля трудно добиться. Общая тенденция развития российской экономики все-таки в большей степени сырьевая, чем перерабатывающая. Об этом тоже сказано в послании. Конвертируемость рубля нельзя «решить решением», это решается длительными усилиями по восстановлению и развитию промышленности.
В вопросе вступления в ВТО много политики, и внутренней, и внешней. Западные страны ставят нам некоторые условия, которые сам президент и часть его окружения считают неприемлемыми. Пока не будет достигнут консенсус по этим условиям, никакого вступления не будет. Само желание вступить в ВТО у власти есть, в стране есть также ей препятствующие силы. Если внешнее сопротивление будет преодолено, Россия, очевидно, вступит в ВТО.
Можно констатировать охлаждение отношений России с Западом. Дело в том, что Россия так и не избавилась от баррикадного оборонного сознания. Хотя оно иногда и проявляется, Западу не стоит опасаться. На Западе всегда боялись Советского Союза. Россию перестали бояться, когда была демократическая эйфория. Сейчас звучат высказывания, в том числе, политиков довольно высокого уровня, в которых они заявляют совершенно ненужные вещи. Эти вещи вызывают соответствующий ответ.
Для некоторых политических сил вообще невозможно жить без врага. Из социальной психологии известно, что образ врага всегда объединяет. Другое дело, к чему это потом приводит. Мало кто из политиков просчитывает далекие последствия своих заявлений. Идет двустороннее охлаждение отношений, но оно не приобрело серьезного характера. Если это происходит, значит это кому-то выгодно. О возвращении «холодной войны» речи не идет. Речь идет даже не об охлаждении отношений между государствами, а о выступлениях каких-то политиков, иногда более, а иногда менее высокопоставленных. В России тоже есть политики, которые выступают позитивно по отношению к Западу, и есть те, кто выступает негативно. Уровень демократии в России такой, что это возможно. На Западе - тем более. Есть ненавистники России, а есть ее сторонники. Это нормальное явление. В президентском послании примерно так и говорится. В нем сказано о некоторых политических силах, а не о политических блоках или государствах. Внешнеполитическая часть послания, как и в целом внешнеполитическая деятельность власти лично меня устраивает.