Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин в статье «Последний акт», опубликованной в «Ежедневном Журнале», оценивает перспективы объединения Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ): «С одной стороны, большинству епископов очень хочется вернуться к «нормальному» для православного иерарха состоянию – то есть когда церковь находится в молитвенно-каноническом общении с другими респектабельными православными церквами (сейчас РПЦЗ с оговорками «признают» только сербы и Иерусалимский патриархат – по еще довоенной традиции)».
«С другой стороны, - продолжает политолог, - если они воспользуются формально предоставленными полномочиями и завершат интеграцию уже в ближайшее время, то у несогласных появится моральное право хлопнуть дверью, отказавшись следовать за своими пастырями.
Тем более что идти есть куда: к сторонникам бывшего главы РПЦЗ митрополита Виталия, к «катакомбной» пастве недавно почившего архиепископа Лазаря (рукоположенного в епископы РПЦЗ еще в 1982 году), а то и в Суздаль к «автономникам» — то есть к приверженцам Валентина Русанцова, который еще в перестроечные годы был поставлен «зарубежниками» в епископы, а потом ими же разжалован. Некоторые могут уйти и к греческим «старостильникам» — достаточно многочисленной оппозиции Элладской церкви, перешедшей на новый стиль еще в 30-е годы».
«Здесь-то и кроется главная проблема. Одно дело – привести в патриархию сплоченные ряды клириков и прихожан, и совсем другое – расхристанное воинство, отягощенное идеологическими и имущественными спорами (последнее немаловажно, так как отделяющиеся общины будут претендовать и на храмы). Поэтому пока следует воздержаться от однозначных оценок состоявшегося Собора – как оптимистических, так и тревожных. Основные решения впереди», - уверен политолог.