Корреспондент IWPR в Алматы, политолог Замир Каражанов, комментируя саммит ГУАМ в Киеве в статье «Архипелаг ГУАМ», опубликованной ИА МиК пишет, что попытка выдать ГУАМ за «альтернативный вариант экономической интеграции на постсоветском пространстве» «не выдерживает никакой критики».
«Как показывает экономическая деятельность стран-участниц, существующие между ними торговые отношения пока оставляют желать лучшего, - продолжает политолог. - Так, товарооборот между Грузией и Украиной достиг в прошлом году только 200 млн. долларов, аналогичный показатель у Киева и с Азербайджаном. Как оказалось, среди основных внешнеторговых партнеров Украины числится Россия, ежегодный оборот с которой достигает 20 млрд. долларов, а вот с новым стратегическим партнером — США — этот показатель колеблется на уровне 1,5 млрд. долларов. Очевидно, что и население Украины не в состоянии выпить столько вина, сколько производят сегодня Грузия и Молдова вместе взятые. В результате из таких составляющих любого интеграционного объединения, как экономика, политика и военная сфера, у организации остаются только продекларированные политические цели».
По мнению Каражанова, организационное оформление ГУАМ и «получение международной прописки» «ничего хорошего не сулят», кроме «блокового противостояния между двумя лагерями бывшего советского пространства». «Прежде всего, у России на периферии появляется долгосрочный раздражающий фактор, который не только стремится ограничить ее влияние, но и расширить присутствие ее геополитических соперников. Кроме того, теперь процессы на постсоветском пространстве обещают рассматриваться через призму взаимоотношения двух блоков — кремлевского «евразийского» (ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ и отчасти ШОС) и «атлантического» (СДВ, ГУАМ)», - пишет эксперт.
«Другой вопрос, как постсоветское пространство докатилось до жизни такой? Здесь трудно найти конкретного виновника», - отметил Каражанов. По его мнению, «катализатором подобных политических процессов послужил «жесткий» курс Кремля, провозглашенный в ходе прошлогоднего саммита СНГ в Казани». «В частности, новая политика предусматривает отказ от системы преференций и внутренних тарифов в отношении тех стран, которые избрали для себя западный вектор развития с ориентацией на НАТО и Евросоюз. С другой стороны, нельзя не отметить вклад в этот процесс прокатившихся на постсоветском пространстве «цветных» революций. А потому развитие этой тенденции обещает появление на постсоветском пространстве перманентного источника конфликта», - уверен политолог.
«Не исключено, что в скором времени данная организация попытается сформулировать еще одну задачу — разрешение на постсоветском пространстве проблем, связанных с непризнанными республиками, - отметил Каражанов. - Поскольку на территории большинства государств, входящих в данное интеграционное объединение, до сих пор остаются республики с неурегулированным статусом. А потому неудивительно, что они смогут вынести на повестку дня те вопросы, которые больше всего их волнуют». По мнению политолога, данное обстоятельство тем более актуально, что «в последнее время заметно активизировались попытки склонить подобные мятежные республики к переговорному процессу с помощью экономического и силового давления».