Политический обозреватель Егор Холмогоров, комментируя радио «Свобода» визит
ХАМАС в Россию, заявил: «Главное требование, выдвигаемое к ХАМАС и со
стороны Москвы и со стороны Вашингтона, - это признание Израиля. Правда, под
этим понятием могут подразумеваться две совершенно разные вещи: признание права
Израиля на существование и признание его как правового партнера Палестинской
автономии.
Как не странно, вырвать у ХАМАС второе признание будет куда проще, чем
первое. Победа движения на выборах в автономии, само участие в этих выборах
означает, что ХАМАС согласился на тот формат правовых отношений с Израилем,
который закреплен соглашениями в Осло. В этом формате Палестина является
автономным образованием на территории Израиля, не имеющим ничего общего, по
крайней мере, чисто юридически, с тем арабским государством, которое было
декретировано наряду с государством еврейским решением ООН в 1947 году.
Совсем другое дело - признание права Израиля на существование. Это
вопрос, если так можно выразиться, философский. И именно из-за него в Палестине
вот уже шесть десятилетий льется кровь. Если бы он решался так просто, то
вообще никаких оснований для непрестанных ближневосточных кризисов не было бы.
Арабы пришли в Палестину в VII веке нашей эры, евреев там уже не
застали. Первые поселенцы-сионисты появились на этих землях в конце XIX века. И
лишь к 30-м годам XX столетия составили критическую массу, позволяющую создать
государство. Вполне логично, что арабы воспринимали и воспринимают создание
Израиля как захват их территории, и мириться с ним вынуждают только упрямые
факты: мощь израильской армии и международная поддержка. И признав право
Израиля на существование, ХАМАС должен был бы признать и саму идею сионистского
переселенческого проекта, признать мировоззрение, которое за ним стоит, а
сделать это в отношении чужого народа, согласитесь, непросто.
С тем же правом сам ХАМАС мог бы требовать у Израиля признанием себя
гостем на территориях арабов. Поэтому мировому сообществу было бы разумнее
требовать от палестинцев в первую очередь не мировоззренческих деклараций, а
конкретных обязательств - отказа от террора, признание Израиля юридически и
конструктивного взаимодействия, а вот философию и историю нужно оставить
как-нибудь на потом. В конечном счете, Израиль существует и по сей день вовсе
не потому, что его кто-то признает или не признает».