Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров, комментируя сайту Страна.Ru процесс объединения субъектов РФ, заявил: «Для всякой системы административно-территориального устройства объективно желательны лишь эволюционные преобразования».
«Наблюдаемое сегодня возвращение к границам 1991 года, когда автономные округа объединяются с областями, в состав которых они прежде входили, пока не носит радикального или переломного характера», - считает эксперт. «Процесс этот практически близится к своему завершению. Хотя, очевидно, он не обязательно затронет все автономные округа. Богатые ресурсами АО, вроде, Ханты-Мансийского или Ямало-Ненецкого, вероятно, имеют шанс сохранить самостоятельный статус», - добавил Петров.
«Впрочем, судя по тому, какие средства вкладываются в слияние не самых значимых регионов, например, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, можно предположить, что эти объединительные проекты являются стартовыми. Не исключено, что в перспективе на их основе власти начнут формирование еще более крупных регионов. Хотя, в действительности, перекройка границ, затеваемая, как нам объясняют, для обеспечения лучшей управляемости территорий, чревата немалыми издержками, возможно, не вполне просчитанными, - отметил Петров. «В каком-то смысле, наверное, центру и будет легче управлять меньшим количеством субъектов. Однако управленческие процессы внутри самих укрупненных регионов неизбежно осложнятся. И простым людям из удаленных населенных пунктов станет гораздо сложнее добраться до региональных столичных учреждений. Для налаживания необходимых связей и инфраструктуры потребуются огромные вложения», - указал эксперт.
«Необходимо также предостеречь и от чрезмерного увлечения процессом «растворения» национальных образований в составе областей или республик. Вследствие «смешивания» нескольких этнических групп в рамках одного региона, объективно увеличивается риск возникновения конфликтов между ними. Еще более взрывоопасными, в этой связи, представляются затеи с изменением границ на Северном Кавказе», - полагает Петров.
«Имеющую определенные недостатки, нынешнюю систему административно-территориального устройства России, в целом, можно признать достаточно неплохой. И одно из главных ее достоинств как раз и заключается в том, что эта система устоялась. Надежды же на то, что в результате изменения границ и количества субъектов Федерации улучшится общая управляемость страной и облегчится разрешение в ней этнических проблем, иллюзорны», - подытожил Петров.