Учредитель Института национальной стратегии:
Позиция ОБСЕ по приднестровскому урегулированию состоит в том, что, если называть вещи своими именами: а) приднестровского народа не существует; б) что жители Приднестровья введены в заблуждение тоталитарной приднестровской властью, а поэтому не могут свободно высказываться, и референдум о независимости республики не имеет никакого значения.
Позиция России, которой следую и я, в том, что приднестровский народ существует, что Приднестровье в результате войны 1992 года в известном смысле имеет больше прав на самоопределение, чем многие республики бывшего СССР. Никто не получил независимость случайно, если это рассматривается так. Страны постсоветского пространства находятся в границах, установленных Сталиным и Хрущевым, а Приднестровье боролось за свою независимость и одержало политическую победу.
Приднестровье находится в границах, которые оно получило благодаря военной победе над Молдавией в 1992 году. Сам факт этой войны и победы привел к формированию приднестровского народа как политической нации. Я не раз был в Приднестровье и хорошо знаю ситуацию в этой стране. Я убежден, что на референдуме о независимости Приднестровья 90% жителей этой республики выступят против объединения с Молдавией.
Эти 90% не будут едины в вопросе позитивного будущего, потому что часть приднестровцев считает, что необходимо объединиться с Россией, часть – что с Украиной, а часть – что нужно стать полностью независимой республикой, но с Молдавией точно никто не хочет объединяться. Эта позиция в Приднестровье является абсолютно маргинальной. Поскольку этот факт является неизбежным следствием референдума, то естественно, что для противников приднестровской независимости важно дискредитировать сам референдума. Они будут утверждать, что референдум не является свободным, и любой его результат не является достоверным.
Черногорская конференция имеет огромное значение для Приднестровья. Если бы еще отделилось Косово, то это бы имело еще большее значение. Это создает прецеденты, разрушающие стереотип, что границы в Европе по-прежнему являются незыблемыми, и поэтому отсылка по незыблемости границ не работает. До недавнего времени говорили, что после того, как распался Советский Союз и Югославия, границы стали незыблемыми. Теперь стало понятно, что они не незыблемы, а поэтому этот аргумент не может использоваться в политической дискуссии.
Приднестровско-молдавские переговоры находятся в полном тупике. Как минимум до смены лидеров, то есть до ухода Воронина и Смирнова, они, по сути, возобновлены не будут. Переговоры могут проходить только в режиме чисто формальных консультаций с целью имитации переговорного процесса.
Теоретически вывод российских миротворцев с территории Приднестровья в ближайшем будущем не исключен, если Евросоюз предложит Владимиру Путину какие-то условия, которые его очень заинтересуют. Естественно, в энергетической сфере. Размен нескольких энергетических преференций на Приднестровье вполне возможен.
C точки зрения Российских интересов, уходить из Приднестровья сейчас нельзя как минимум до того момента, когда юридический статус этой республики не станет определенным. Если он будет определен, если Приднестровье получит статус субъекта международного права, тогда Россия будет иметь полное право выводить войска, поскольку республика может получить свою легальную армию, и отстаивать свои интересы самостоятельно. Де-факто, приднестровская армия существует и сегодня, просто она не имеет статуса армии в соответствии с международным правом.
Российская финансовая помощь Приднестровью недостаточна. Россия будет продолжать эту помощь, пока Евросоюз не сделает Владимиру Путину то самое соблазнительное предложение, ради которого Путин готов бы был сдать Приднестровье.