Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, комментируя ситуацию, сложившуюся в российско-грузинских отношениях в статье «Россия — Грузия: парадокс XXI века», пишет: «Надежды Грузии на западную помощь в противовес России выглядят, по крайней мере, наивными».
«Начнем с Европы, - продолжил эксперт. - Для американцев Кавказ важен, прежде всего, как один из связующих мостов в масштабных геополитических комбинациях (Иран, Ближний Восток).
Для Европы, занятой строительством «политики добрососедства», Кавказ интересен по другим основаниям. Сегодня этот регион рассматривается, как политический пациент, страдающий болезнью «этнической конфликтности». Именно преодоление этнических конфликтов, а также распространение европейской системы ценностей служит приоритетом политики ЕС на Кавказе».
«Известно, что строить добрососедские отношения можно и без признания принципа территориальной целостности. Когда Европа всерьез проведет политический аудит Кавказа, включая непризнанные государства, и поймет, что ценой вопроса будет военный реванш Тбилиси в Южной Осетии и в Абхазии, сопровождаемый ксенофобией и военной истерией, беженцами и жертвами, встанет вопрос о признании этих образований и их встраивании в европейский проект», - считает Маркедонов.
«Для Штатов, озабоченных политическим доминированием на Ближнем Востоке «расчесывание» этнических конфликтов на Южном Кавказе также невыгодно. Воевать за «великую Грузию» США, увязшие в Ираке, Афганистане и иранских «разборках», не будут, - уверен эксперт. - Следовательно, в реальности укоренение США и ЕС на Южном Кавказе не облегчает, а, скорее, осложняет процесс «собирания грузинских земель». Ставка на обход России с западного фланга и стремление минимизировать свои отношения с Москвой, крайне несостоятельны».
По мнению Маркедонова, логичным представляется «поиск общих точек соприкосновения» между Тбилиси и Москвой. «Необходимо составить новое политическое меню российско-грузинских отношений, при этом осетинский и абхазский вопросы следует исключить из числа основных блюд, - считает эксперт. - Акцент предпочтительнее сделать на общих проблемах достижения национальной безопасности двух стран — речь идет о совместной охране чеченского, ингушского, дагестанского участков государственной границы».
«Следующим важным шагом в налаживании двусторонних отношений могло бы стать возвращение к обсуждению идеи создания совместных антитеррористических центров на месте выведенных российских баз — с последующей реализацией данного проекта. Так Россия могла бы в той или иной форме сохранить свое военно-политическое присутствие в регионе», - полагает эксперт.
С другой стороны, нельзя забывать и о развитии экономического сотрудничества, участии российского бизнеса в приватизации собственности в Грузии.
«Успешно решив поставленные задачи, втянувшись в процесс взаимного сотрудничества, можно было бы вернуться к решению вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии. С учетом того, что Грузия — это не страна одних этнических грузин, а многонациональное сообщество. Исходя из того, что силового решения проблемы территориальной целостности Грузии быть не может. Только втянувшись в реальное дело, Москва и Тбилиси смогут разрешить сложившийся российско-грузинский парадокс», - уверен Сергей Маркедонов.