Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя назначение Юрия Чайки на должность Генпрокурора РФ, заявил: «Юрий Чайка уже был и.о. генпрокурора в 1999 году, так что он свой человек для этого ведомства».
«В то же время, - продолжил эксперт, - он не принадлежит к команде Владимира Устинова. Полагаю, что в смысле профессионализма преемственность, безусловно, будет. Однако, на мой взгляд, самое интересное заключается в том, будет ли назначен новый министр юстиции».
«Если назначение на место Чайки состоится, то произошедшие изменения можно характеризовать как просто аппаратные перестановки, которые не повлекут за собой каких-либо больших последствий типа кардинального реформирования юридической сферы», - считает Макаркин. «Если министр юстиции не будет назначен, то тогда повышается вероятность интеграции Генеральной прокуратуры и министерства юстиции», - добавил он. «Стоит учитывать, - продолжил эксперт, - что процесс такого реформирования может занять весьма продолжительное время. Сейчас многое будет зависеть от того, насколько удастся добиться консенсуса во власти по поводу этого решения. Дело в том, что здесь есть и интересы двух ведомств, и аппаратные интересы других властных структур, которые, вероятно, не очень заинтересованы в создании такого суперведомства».
«В связи с этим можно вспомнить прецедент, когда хотели создать Федеральную службу расследований, но это не получилось из-за того, что такая структура в результате стала бы слишком сильной», - напомнил эксперт.
«Относительно личности самого Юрия Чайки можно сказать, что у него есть образ человека, который не засвечен в качестве участника какого-либо из кланов во власти. В то же время - это человек, который способен отстаивать интересы своего ведомства», - считает Макаркин.
«Даже в случае слияния Генпрокуратуры и Минюста с высокой вероятностью Юрий Чайка не станет харизматической фигурой. Он будет менее публичен, чем Устинов», - полагает эксперт. «Можно сказать, что он будет в большей степени инструментальной фигурой, т.е. человеком, который необходим президенту для проведения антикоррупционной политики, но который при этом не станет активно действовать в публичном пространстве, выступать с принципиальными заявлениями и привлекать к себе внимание общества», - заключил эксперт.