Старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа П. Стобдан в статье «Говорящие головы», опубликованной в издании «Hindustan Times» (перевод статьи размещен на ИноСМИ.Ru), комментируя саммит ШОС в Шанхае, пишет:
«Из 10 подписанных на саммите документов четыре касаются вопросов безопасности, в особенности борьбы с терроризмом. Однако реальных действий против 'трех зол' - терроризма, сепаратизма и экстремизма - пока не заметно. В мае 2005 г., когда 'Хизб-ут-Тахрир' и Исламское движение Узбекистана нанесли свой удар в Андижане, Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, созданная в 2004 г., не сделала ровным счетом ничего. Кроме того, хотя из Афганистана исходит непосредственная угроза странам-участницам ШОС, организация не играет в этой стране сколько-нибудь существенной роли. Пожалуй, можно обоснованно предположить: если бы не США и НАТО, поддерживаемые талибами и 'Аль-Каидой' центральноазиатские исламисты уже правили бы бал в Ташкенте, Душанбе и Бишкеке.
На экономическом фронте ШОС, скорее всего, добьется большего успеха: в этой области подписано несколько двусторонних и многосторонних соглашений. Создание Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, а также специализированных структур для сотрудничества в области транспорта и энергетики - идея, несомненно, плодотворная. Сегодня уже осуществляется 127 совместных экономических проектов, в основном в Центральной Азии. Один Китай в 2003 г. вложил в этом регионе 1,6 миллиарда долларов, и еще 900 миллионов предоставил в виде товарного кредита. Кроме того, Путин и Ахмадинежад выступили с идеей создания 'Энергетического клуба ШОС', вызвав со стороны Запада критику в стремлении к 'энергетической гегемонии'.
В целом же можно сделать вывод, что ШОС не руководствуется какими-либо демократическими и либеральными ценностями, и всегда будет подвержена 'разломам' под воздействием внутренних и внешних факторов. На евразийском пространстве существует слишком много противоречий, не позволяющих создать аналог НАТО. Помимо соперничества между Россией и США в сфере безопасности и энергетике, аналогичный процесс, пусть и подспудно, проявляется и в российско-китайских отношениях. Пока что Пекин тщательно старается не наступать России на 'мозоли', если, конечно, речь не идет о продвижении его экономических интересов».