Сергей Иванушкин, предприниматель:
Сегодня страна пристально следит за реализацией национальных проектов в сферах образования, здравоохранения и сельского хозяйства, в жилищной сфере. К этой теме неоднократно возвращался разговор во время «прямой линии» с президентом. Действительно, проекты эти нужные и важные, от успешной их реализации зависит благополучие многих российских семей. Однако в нашей стране есть много других проблем, требующих решения.
Одной из них является проблема культуры. Фактически сегодня учреждения культуры предоставлены сами себе, и не всем из них удается выжить в современных условиях. Ни для кого не секрет, что в нашей стране в настоящее время сокращается количество библиотек (особенно на селе и в малых городах), музеев, театров. В частности, прекращают свое существование из-за недостатка финансирования или переориентируются на взрослую аудиторию по экономическим соображениям ТЮЗы. Бюджетных денег, выделяемых на культуру, катастрофически не хватает. Отсюда – острая необходимость привлечения спонсорских и меценатских средств. Где-то удается привлечь такие средства, где-то – нет. В результате дети и молодежь зачастую лишаются возможности воспринимать культурные ценности, и наше общество рискует с годами утратить эти ценности вовсе.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо особое внимание государства к развитию культуры, бюджетные инвестиции в культуру должны стать более значительными. И тут мы выходим на новый уровень – уровень национального проекта. Да, на мой взгляд, мы должны изменить свое отношение к проблемам культуры, поставить их в ранг приоритетных для страны. Поэтому я вполне понимаю намерение Совета Федерации инициировать еще один национальный проект - «Культура России».
Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов однажды заметил, что без немедленного обращения государства к сфере культуры, без создания пятого нацпроекта «Культура России» не могут быть реализованы и первые четыре национальные проекта. Я с ним полностью согласен.
Но здесь важно понимать, что выделение средств на поддержание музеев и памятников, на строительство новых учреждений культуры, на повышение зарплаты людям, занятым в этой сфере, - лишь внешняя сторона. Главное же заключается в том, что развитие культуры неотделимо от духовного развития, от возрождения нашего национального духовного характера, о чем писал в свое время философ Иван Ильин.
Во все времена существовал узнаваемый русский характер, сильными чертами которого являются любовь к Родине, вера – в Бога, в собственные силы, в свою страну, - открытость, честность, готовность помогать другим людям. Наше будущее – это наши дети, а культура – это система коммуникаций, позволяющая носителю духовных ценностей передать их новому поколению – через те же библиотеки и театры, через образование, через семью, через церковь, через СМИ.
Государство должно создавать для этого необходимые условия. Например, необходимо обеспечить свободу средств массовой информации и одновременно ввести достаточно мягкую цензуру, ориентированную только на то, чтобы исключить возможность для СМИ транслировать какие-то недопустимые вещи, которых не должны видеть дети. Кино, снятое 30 – 40 лет назад, наивное, но при этом очень искреннее, способно научить наших детей сопереживанию: трогательные герои этих фильмов открыты, способны любить и выражать это чувство. Современные блокбастеры мало интересуются духовным миром человека, миром его чувств. Наверное, время изменилось. И мы видим сегодня жесткую, прагматичную молодежь, которая говорит: да, мы готовы идти по головам. Хотя, к счастью, это касается далеко не всех современных молодых людей.
Чего нам не хватает сегодня? Почему люди перестали говорить друг с другом о любви, искренне помогать друг другу? Мы стесняемся это делать, мы перестали быть открытыми, мы чувствуем себя скованно в ситуациях, требующих выражения эмоций, и предпочитаем прятать их за внешней сдержанной оболочкой. Новый национальный проект должен определить, какие черты характера мы хотим воспитать в наших юных согражданах, чтобы они могли жить полной, счастливой жизнью.
Кто будет прививать эти качества детям? Конечно, семья. Конечно, воспитатели и учителя, которые только во вторую очередь являются носителями академических знаний. В первую очередь они носители культуры, которые осуществляют духовное воспитание детей, причем делают это на самых разных примерах, прежде всего, на примере собственном, создавая особую атмосферу искренности и взаимной поддержки внутри школы.
Мы обязаны сохранить и передать нашим детям нематериальные нравственные, духовные ценности вместе с материальным культурно-историческим наследием нашей Родины.
Нацпроект «Культура России», на мой взгляд, не должен быть запущен просто решением «сверху». Чтобы реализация такого проекта была эффективной, к нему должно быть привлечено гражданское общество в лице представителей самых разных слоев населения и всевозможных общественных организаций.