Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, комментируя фильм Павла Лунгина «Остров», заявил: «Остров» - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики».
Раньше, по его словам, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало «низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от «церковно-китайского языка» терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация». «И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это – вместе», - отметил Кураев.
Одним из главных достоинств фильма «Остров» он назвал «очень правильное понимание пути святости». «Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми», - заявил диакон.
«Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский, - подчеркнул Кураев. - На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает». Его поразила «скромность некоторых сцен фильма», например, исцеления бесноватой девушки – «никаких лая, летающих теней - никакой готики в дурном смысле этого слова».
По словам профессора, снявшиеся в фильме актеры точно попали в монашеские образы. «Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки», - заявил Кураев.
Он считает, что само по себе появление в российском кинематографе «такого точного» фильма о православном монашестве, и его успех у светской аудитории не означает каких-либо «культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи».