Основным средством контроля пространственного положения боевой техники (наземной, воздушной, морской, космической) является инерциальная навигационная система (ИНС). Она контролирует координаты, скорость и угловое положение аппаратов относительно вертикали места. Одно из главных достоинств ИНС – это ее автономность. Недостаток – нарастающие со временем ошибки в определении навигационных параметров. Поэтому показания ИНС, как правило, корректируются по данным радионавигационных систем. Но автономность – очень важное для боевой техники качество – при этом теряется. Поиск путей избавления от нарастающих со временем ошибок привел к идее использования информации о естественных физических полях Земли: поверхностных – рельеф земной поверхности, тепловой, оптический и радиолокационный контраст; и пространственных – гравитационное и магнитное поля. Идея сама по себе не новая. В природе птицы, насекомые и животные (наземные и морские) совершают длительные путешествия, руководствуясь генетическими данными о геофизических полях (ГФП). Теоретическое обоснование навигации с использованием данных о естественных ГФП было дано в1963 году д.т.н. А.А. Красовским. Красовский предложил использовать аномальные компоненты ГФП, связанные с характерными особенностями местности: высота рельефа, границы раздела типов земной поверхности, значения производных гравитационного и магнитного потенциалов. Параметры ГФП в этом случае представляются в виде суммы нормальной и аномальной компонент. Нормальная компонента описывается детерминированной функцией, аномальная – статистическими законами. Для рельефа нормальной компонентой является референц-эллипсоид (приближенная форма поверхности Земли), для гравитационного и магнитного полей – уравнения Лапласа. Аномальная часть обычно характеризуется параметрами корреляционной функции – дисперсией и радиусом или интервалом корреляции поля. Отсюда произошло и название систем навигации – корреляционно-экстремальные навигационные системы (КЭНС). Слово «экстремальные» связано с методом распознавания измеренных датчиком значений ГФП. Освоенными на текущий момент можно считать КЭНС по вертикальным профилям рельефа местности (маршрутная навигация) и наведение по оптическому контрасту в районе цели. Освоение КЭНС по пространственным геофизическим полям планируется в перспективных разработках боевой техники.
По материалам Пресс-центра Министерства образования и науки Российской Федерации.