Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо заемщиками, определенными Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности, и по кредитам системообразующим организациям». С сообщением выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.
Проверка была проведена с целью мониторинга и оценки результативности механизма предоставления государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в национальной валюте, в рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015г. № 98-р.
По итогам мониторинга было отмечено низкое освоение объема государственной гарантийной поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. На 1 июля 2015 г. Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов, образованной Минэкономразвития России для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, были отобраны 23 инвестпроекта, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования. «Общий объем государственной гарантийной поддержки по отобранным Межведомственной комиссией проектам составляет 36,5 млрд. руб., или 60,8% от объема (60 млрд. рублей), установленного Программой госгарантий на 2015-2017 гг. по кредитам в целях реализации инвестпроектов на основе проектного финансирования. Только по 10 инвестпроектам были предоставлены госгарантии на общую сумму 16,63 млрд. руб., или 27,7% от объема, установленного Программой госгарантий», - сообщила Татьяна Мануйлова.
Условия кредитных соглашений в части процентных ставок по кредитам и комиссиям существенно различаются в зависимости от банка-бенефициара, при этом они лучше среднерыночных условий кредитования нефинансовых организаций в 2015 году.
На 1 июля 2015 г. Межведомственной комиссией по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей государственного оборонного заказа, образованной Минфином России, одобрено предоставление государственных гарантий по кредитам на цели финансирования текущей производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов, ранее привлеченных в 2013-2014 гг. на финансирование основной производственной деятельности и капитальных вложений, лишь двум предприятиям на общую сумму 9,8 млрд. руб., или 3,3% от объема, установленного Программой государственных гарантий. Речь идет о ПАО «Мотовилихинские заводы» и ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак». «Однако Внешэкономбанком после рассмотрения документов, предоставленных данными предприятиями в целях получения государственной гарантийной поддержки, были даны отрицательные мотивированные заключения о невыполнении предприятиями условий предоставления гарантий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012г. №825», - отметила Татьяна Мануйлова.
По вопросу реализации мероприятия Плана, касающегося обеспечения предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам системообразующим организациям, на Коллегии было отмечено, что постановлениями Правительства был установлен предельный срок предоставления указанных госгарантий - 15 рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации, межведомственными и правительственной комиссиями решений о предоставлении соответствующих государственных гарантий.
«На 1 июля 2015 г. государственные гарантии по кредитам, привлекаемым системообразующими организациями, не предоставлялись», - уточнила Татьяна Мануйлова.
Коллегия приняла решение использовать материалы отчета о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия в отчете о ходе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за январь-июнь 2015 года.
Справочно:
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены изменения в части увеличения объема государственных гарантий Российской Федерации на 30 млрд. рублей (общая сумма 60 млрд. рублей) по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования, предоставляемых в случае принятия Банком России решения об увеличении соответствующих лимитов, а также в части суммы верхнего предела государственного внутреннего долга по гарантиям в валюте Российской Федерации.
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены изменения в части увеличения объема государственных гарантий Российской Федерации на 200 млрд. рублей (общая сумма 297,5 млрд. рублей) по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо отдельными заемщиками, определенными Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности, а также в части суммы верхнего предела государственного внутреннего долга по гарантиям в валюте Российской Федерации.
Ключевые факты
Общий объем государственной гарантийной поддержки по отобранным Межведомственной комиссией проектам составляет 36,5 млрд. руб., или 60,8% от объема (60 млрд. рублей), установленного Программой госгарантий на 2015-2017 гг. по кредитам в целях реализации инвестпроектов на основе проектного финансирования.
Только по 10 инвестпроектам были предоставлены госгарантии на общую сумму 16,63 млрд. руб., или 27,7% от объема, установленного Программой госгарантий
На 1 июля 2015 г. государственные гарантии по кредитам, привлекаемым системообразующими организациями, не предоставлялись
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.