Впервые органы высшего финансового контроля России и Белоруссии провели совместное заседание Коллегии в формате видеоконференции.
На заседании, которое прошло под председательством главы Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой и Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонида Анфимова, было рассмотрено заключение контрольных органов двух стран на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2014 год.
Выступая с приветственным словом на открытии совместного заседания, глава российского контрольного ведомства Татьяна Голикова высоко оценила роль Союзного государства в развитии интеграционных процессов на пространстве СНГ. «Союзное государство, - заявила она, - стало, по сути, одной из несущих опор общей архитектуры евразийской интеграции».
Именно поэтому, по словам Татьяны Голиковой, исполнение бюджета Союзного государства и устранение выявляемых нарушений на протяжении последних лет находятся в зоне самого пристального внимания высших органов финансового контроля двух стран. «Результаты нашей совместной работы, - подчеркнула она, - позволили достичь определенного прогресса в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса и совершенствования бюджетного законодательства Союзного государства». Так, в 2015 году Постоянным Комитетом Союзного государства было принято 7 нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс. С 1 января 2016 года вступит в силу новый Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Продолжается работа над новой редакцией Порядка разработки и реализации союзных программ. «Уверена, что реализация наших рекомендаций будет и дальше способствовать укреплению бюджетно-финансовых основ Союзного государства и повышению эффективности союзной бюджетной политики», - отметила Татьяна Голикова.
С основными докладами на совместной Коллегии выступили представители контрольных ведомств двух стран, от российской стороны - аудитор Александр Жданьков.
Стороны были едины в оценке результатов анализа хода исполнения бюджета Союзного государства за 2014 г., который в очередной раз показал недостаточный уровень качества управления государственными финансами.
Как показала проверка, в 2014 г. исполнение бюджета Союзного государства по доходам составило 5,6 млрд. рублей, или 100,4% годового объема доходов, предусмотренных сводной бюджетной росписью, по расходам – 4,8 млрд. рублей, или 86,1%. При этом, как и в предыдущие годы, кассовое исполнение расходов осуществлялось в 2014 г. недостаточно равномерно, что приводит к образованию неиспользованных остатков на счетах национальных казначейств. Так, 38,8% объема годовых расходов были произведены в IV квартале 2014 г. (в 2013 году – 39,4%, в 2012 году – 31,7%).
Неиспользованные остатки средств бюджета Союзного государства составили 1,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с началом года в 1,2 раза, что свидетельствует о низкой эффективности планирования и использования бюджетных средств.
Среди основных причин низкого уровня использования бюджетных средств на заседании назывались наличие остатков прошлых лет, положительной курсовой разницы на территории Республики Беларусь и целевых остатков, образовавшихся на счетах бюджетополучателей на конец года в связи с невыполнением программ в установленных бюджетом объемах, несвоевременность утверждения программ Союзного государства, а также резервирование в бюджете значительного объема средств под финансирование новых программ и мероприятий, невостребованного в течение финансового года.
Анализ выполнения союзных программ показал, что при значительной доле расходов бюджета Союзного государства (до 70%) в 2014 году количество программ сократилось по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза. Как сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты России Александр Жданьков, в 2014 г. кассовое исполнение расходов на реализацию 10 программ Союзного государства составило 3,4 млрд. рублей, или 89,2% объема бюджетных ассигнований уточненной бюджетной росписи на 2014 год. «В полном объеме в 2014 г. были использованы средства только по 1 из 10 профинансированных программ», - отметил аудитор.
На низком уровне исполнены расходы на программы Союзного государства: «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» (41,4% показателя сводной бюджетной росписи, наибольшее недовыполнение допустил Минсельхоз России), «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы» (85,7%, наибольшее недовыполнение у концерна «Белнефтехим»), «Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года» (наибольшее недовыполнение допустил Рослесхозом России, кассовое исполнение которого составило 19,1%).
«Такое положение дел, - отметил Александр Жданьков, - во многом определено несовершенством правовой базы и неэффективным правоприменением, а также отсутствием действенного контроля со стороны государственных заказчиков программ и Постоянного Комитета. При этом в новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства не конкретизированы полномочия Постоянного Комитета в части обеспечения контроля за реализацией программ».
В ходе проверки также были выявлены недостатки в части расходов на проведение мероприятий Союзного государства. Всего в 2014 г. было проведено 28 мероприятий, расходы по которым составили 957,7 млн. рублей. При этом при планировании расходов на их проведение отсутствовали единые требования к оформлению смет расходов, что создает риски неэффективного расходования и (или) неполного использования бюджетных средств, выделенных на указанные цели;
С нарушениями осуществлялись и расходы союзного бюджета на издательскую деятельность. «В 2014 г. эти расходы составили 16 млн. рублей. При этом 35% этих средств (6 млн. рублей) пошли на издания, не относящиеся к нормативным правовым документам Союзного государства», - констатировал аудитор. В частности, проверка показала, что в отсутствие решения Совета Министров Союзного государства Постоянным Комитетом по результатам открытого конкурса был заключен договор об учреждении, финансировании и распространения на территории Российской Федерации детской газеты «Друзья-Сябры». Финансирование газеты за счет бюджетных средств в 2014 году составило 800 тыс. рублей.
Отдельно на Коллегии обсуждались вопросы, связанные с деятельностью Телерадиовещательной организация Союзного государства. В частности, было отмечено, что доходы от внебюджетной деятельности ТРО в сумме 4,3 млн. рублей были перечислены в бюджет с нарушением установленного срока. Кроме того, до настоящего времени не утвержден перечень платных услуг, оказываемых ТРО, цены и тарифы на них.
Всего в ходе проверки исполнения союзного бюджета было выявлено финансовых нарушений на сумму 3 млн. 827 тыс. рублей, из которых 160,8 тыс. рублей подлежат возврату в бюджет. Неэффективные расходы составили 367 тыс. рублей.
По итогам обсуждения стороны утвердили совместное Заключение на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2014 год, которое будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, принято решение о направлении информационных писем Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко и Председателю Совета Министров Союзного государства, Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Также будут направлены представления Счетной палаты в Постоянный комитет Союзного государства, Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и ГУ «ТРО Союза» и предписание Комитета государственного контроля Республики Беларусь в Министерство финансов Республики Беларусь.
В работе совместного заседания Коллегии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петрешенко.
<br />
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.