Подготовленные Минобрнауки изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают введение в 1-х классах строевой подготовки.
Как пишет МК, на уроках физкультуры в 1-х классах планируется к введению реальная строевая подготовка с командами «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», построением в две шеренги, перестроением, поворотами кругом на месте, рапортом учителю и движением в колонне с поворотом. На уроках труда в 6-м классе, хоть и названных по-современному «технологией» - изучение «устройства передаточного механизма швейной машины и подготовка универсальной швейной машины к работе».
Ну что тут скажешь! Хорошо еще, что изучаются не паровозные котлы! Причем, готовились все эти ретро-новшества без обсуждения с образовательным сообществом — фактически, в тайне, констатировал в письме нынешней главе ведомства некогда ее предшественник на этом посту, а ныне помощник Путина Андрей Фурсенко: «Работа по совершенствованию ФГОС общего образования должна быть построена на основе широкого общественного обсуждения и глубокой экспертной проработки», однако «по имеющейся информации, соответствующие процедуры не соблюдены, надлежащее экспертное и общественное обсуждение не организовано, при этом министерством предлагаются кардинальные изменения структуры и содержания стандартов»,- отмечается в документе.
Министерский вариант ФГОСа и в самом деле нацелен на кардинальный поворот: поворот — от едва проклюнувшейся школы XXI века к временам застоя второй половины века ХХ. Взять хотя бы курс на возврат от прежней свободы учителя подбирать учебные материалы к казенному, утвержденному сверху единообразию тем, вдобавок жестко разбитых по годам обучения. Это, подчеркивается в экспертом заключении ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета, Высшей школы экономики и Московского городского педуниверситета, не только «лишит школьников возможности реализовывать индивидуальные образовательные траектории», но и обяжет вышестоящие инстанции «проверять не только результаты, но и «прохождение» материала, изложенного в стандарте. Но главный риск состоит в переносе внимания и ответственности школы и педагогов с результатов на процесс!»
Не умение самостоятельно мыслить и брать на себя ответственность, а воспитание пассивного исполнителя — вот сверхзадача новой версии стандарта, констатируют эксперты. А отсюда и перенос цели обучения с осмысления материала и его активного использования в будущей жизни на механическое запоминание. Или целенаправленное продвижение патерналистского типа взаимоотношений гражданина и государства (к примеру, предмет «Окружающий мир» учит четвероклассников, что ответственность за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан лежит на главе государства, а не на самих гражданах).
Не выдерживает критики, с точки зрения экспертов, и содержание ФГОСа. Его обновление нацелено на добавление базового предметного содержания - необходимого минимума, который обязан знать каждый ученик по каждому предмету, констатируют они. А это раздувает учебные программы до немыслимого объема, вынуждая детей «проходить» на каждом уроке до 3-4 тем. При этом дополнительные сложности создает игнорирование разработчиками возрастных особенностей развития школьников. К примеру, новый ФГОС по истории для 5-го класса формулирует образовательный результат на чистом чиновничьем новоязе: «Определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории». Это для детей-то 11-12 лет!
Отказ от предметов по выбору и углубленного изучения, а заодно от формирования метапредметных навыков - к слову сказать, главных для XXI века и необходимых для личного роста — еще одна сторона ретро-ФГОСа. Где уж на такой основе растить кадры цифровой экономики, заявил «МК» член-корр. Российской академии образования Александр Кондаков:
- Предложенные изменения во ФГОСы, особенно в части деления содержания образования по годам обучения, на долгие годы станут непреодолимым барьером для развития мотивации к познанию, выявлению и поддержке таланта и одаренности, не только построению персональных образовательных траекторий, но и простой, давно ставшей повседневной практикой, индивидуализации и уровневой дифференциации образовательного процесса. ФГОСы эпохи цифровой экономики должны основываться на модульном построении сетевых образовательных программ, обеспечивать их гибкость и адаптивность, широкое использование современных образовательных технологий (сетевых, цифровых, прорывных, интернет технологий, технологий обучения и учения).
Оригинал материала опубликован МК.