Для меня лично главным антиперсонажем года является Никита Сергеевич Михалков. Я как-то много лет не обращал на него внимания, и даже Манифест просвещенного консерватизма, который я не так давно комментировал, особо моего внимания не привлек. Но когда я волею судьбы оказался причастен к борьбе жителей Козихинского переулка против стройки апарт-отеля, которую ведет Михалков, я был просто поражен.
Дело для меня даже не в том, что на месте двух скромных четырехэтажных зданий XIX века строится огромная восьмиэтажная гостиница, по площади превосходящая снесенные здания в два раза, а по стилю чудовищно выбивающаяся из стилистики района Козихи. Меня поразила фантастическая наглость известного кинорежиссера. Он демонстративно уходит от диалога с жителями Козихинского, хотя он является их соседом, поскольку сам живет в соседнем переулке, да и среди жителей Козихинского довольно много людей из киносообщества. Собственно в горевшем доме на Козихинском, 12 живет очень много киношников. Но когда я познакомился с документами по строительству, у меня просто волосы встали дыбом.
Началась эта история, оказывается, с того, что в 1997 году городские власти продали Никите Сергеевичу эти два здания по Козихинскому, которые раньше, с конца 80-ых годов, находились у него в аренде. Проданы они были как поощрение за якобы проведенную реставрацию и обещание проведения более фундаментальной реставрации. При этом проданы были по смешной цене – 40 с небольшим тысяч рублей за одно здание и 200 с небольшим тысяч рублей за другое. Однако в 2003 году какая-то «рабочая группа при комиссии» дала Михалкову разрешение на снос этих двух зданий. При этом обоснованием сноса, как написано в этом замечательном документе, являются права собственности Михалкова на эти здания. Фантастическая по наглости двухходовка: сначала, по сути, подарить Михалкову два здания под предлогом того, что это памятники архитектуры, а Михалков их начал реставрировать и обещал продолжить реставрацию, а потом разрешить ему их снести, потому что он собственник этих домов.
Но на этом история с наглостью Михалкова не закончилась, причем наглость эта настолько велика, что хочется употребить для нее известное еврейское выражение «хуцпа». Строительство апарт-отеля ведется Михалковым на деньги, полученные в кредит от Сбербанка, причем ипотечным объектом, залогом за этот кредит являются снесенные летом этого года те самые два здания в Козихинском. Я уже не говорю о том, что этот кредит является в сущности льготным, поскольку кредит под 11% - это чудо, такие кредиты, как известно, дают молодым семьям на обзаведение. Так что это не просто наглость, а это действительно хуцпа (если переводить непереводимое еврейское словечко, то что-то приблизительно «наглость в особо крупных размерах с особой дерзостью и особым цинизмом»). Собственно классический пример еврейской хуцпы – это человек, который украл часы, которого вызвали за это на суд и который явился на суд в этих самых часах. Мне кажется, что Никита Сергеевич ведет себя подобным образом.
Параллельно с этим, когда начались протесты против строительства, михалковские пиарщики сначала забросали район листовками, в которых общественные активисты, помогающие жителям переулка, обвинялись черт знает в чем, вплоть до того, что они являются шпионами стран Балтии, а потом о Татьяне Догилевой на «Компромате.ру» за деньги опубликовали грязную статейку. Там утверждалась, что Татьяна Анатольевна алкоголичка и что участвует она в борьбе со строительством просто потому, что общественные активисты ей ежедневно наливают. Кстати, лучше, наверное, сказать не михалковские пиарщики, а пиарщики ведущей строительство фирмы «БЭЛ Девелопмент», поскольку Михалкову принадлежит в этом строительстве как обычно только четверть, а три четверти принадлежат этой фирме, которая по циркулирующим в Москве слухам принадлежит Дерипаске. Точно про это неизвестно. Зато точно известно, что вся прибыль этой фирмы уходит в маленький такой кипрский оффшорчик. Так что, Дерипаска, не Дерипаска, а есть все основания называть Никиту Сергеевича «Мистер 25 процентов». К сожалению, сегодня трудно доказать, что листовки и статья на «Компромате.ру» принадлежат михалковским или дерипасовским пиарщикам. Поэтому мы пока лишены возможности решить этот вопрос в суде.
Но и сам Михалков проявляет фантастическую откровенность. В интервью, которое он дал в Киеве, подальше от Москвы, где все хорошо знают о строительстве на Козихинском, он говорит о том, что он удивлен тому, что такое возмущение вызывает строительство его «маленькой студии».
Но самое пикантное место в этом интервью, это его слова о пожаре. Процитирую выдающегося деятеля российской культуры. «Загорелся рядом дом – «Михалков его поджог!». Это вообще очень опасная штука – возлагать ту ответственность на человека, которую берет на себя Господь Бог. Значит, это была кара не от меня – то, что дом рядом загорелся…» Так что Михалков практически прямым текстом объясняет, что дом в Козихинском загорелся, поскольку Господь с небес свел на него огнь поядающий. Возвращаясь к Татьяне Догилевой, Михалков намекает, что Догилева явная шизофреничка, «не понимающая, что она игрушка в чужих руках». Хотя Михалков прямо не говорит об этом, но он говорит, что когда Татьяна, даст Бог, вылечится, ей станет очень стыдно. Из контекста становится ясно, какую болезнь Никита Сергеевич приписывает Татьяне Анатольевне.
Если добавить ко всей этой феерии на Козихинском историю с Союзом правообладателей, который требует теперь не только 1% от продажи любого электронного носителя, но и 1% от стоимости ноутбуков, мобильных телефонов и коммуникаторов, а не от стоимости флэшек и компакт-дисководов в них, то картина хуцпы становится завершенной. Особенно если добавить, что председателем совета директоров Союза правообладателей, где президентом Никита Михалков, по случайности является его сын Артем, который к тому же недавно был пойман за руку за использование в своем фильме фотографий без разрешения авторов. Даже если не вспоминать замечательную историю десятилетней давности про то как в ответ на действия политического активиста, швырнувшего в него яйцо, выдающийся деятель отечественной культуры велел своим охранникам держать наглеца за руки, а сам бил его ногой по лицу. Причем, как выражаются футбольные фанаты, не просто ботинком, а «пыром», то есть передней и наносящей наиболее болезненный удар частью ботинка.
Таким образом, для меня картина становится совершенно ясной и феномен Михалкова стал мне понятен. Попросту в лице Никиты Сергеевича в нашей галактике, на нашей планете и в нашей стране наконец-то воплотился ницшевский сверхчеловек и это, как говорит сам Никита Сергеевич, многое объясняет. А хуцпа, понятное дело, является стилем жизни сверхчеловека.