Сейчас после огромного числа социальных контактов по поводу состоявшихся выборов возникает твердое ощущение: большинство россиян полностью осведомлены о настоящем исходе выборов (к ним определенно относятся и представители правопорядка, бывшие на Болотной площади или вблизи нее). И, кажется, в обществе все более усиливается осознание того, что жить дальше без перемен в высших эшелонах власти просто нельзя.
Но сразу со всей временной остротой возникает очевидный вопрос. Кто, какая управленческая команда в состоянии проводить в жизнь экономический и политический курс, отвечающий запросам большинства наших граждан? И притом в условиях резкого ухудшения финансового положения страны (имея виду, прежде всего, бегство капитала за рубеж) и очень опасного обострения внешнеполитической ситуации.
К сожалению, безмолвствует наша национальная элита. Политико-экономическое объяснение этому, впрочем, достаточно понятно. Как следует хотя бы из аналитических расчетов на основе ежегодных рейтингов крупнейших отечественных предприятий журнала «Эксперт», основной частью капитала страны распоряжаются руководители АО «Кремль» вместе со всеми известными «сырьевыми« миллиардерами (Абрамовичем, Алекперовым, Вексельбергом, Лисиным, Мордашовым, Прохоровым, Усмановым и др.) и в купе с оставшимися банковскими олигархами и торговыми мультимиллионерами. Остальные же представители элиты просто не имеют весомого по нынешним меркам капитала для претензии на власть.
Тем не менее, выход из положения, по нашему убеждению, есть.
Радикальное решение (автор также ратовал за него 4,5 года назад) заключается в выводе капитала олигархов с рынка посредством юридически правомерного выкупа пакетов их акций по первоначальной стоимости приобретения. Однако при нынешнем экономическом и политическом положении страны это решение не представляется реальным и в случае формирования коалиционного правительства, исходя из действительных результатов состоявшихся выборов в Госдуму. Следует трезво оценивать ситуацию. Очевидно, что наши олигархи, выведя по хорошо наработанным каналам свои оставшиеся многомиллиардные активы за рубеж, в любой момент могут обрушить отечественный финансовый рынок и всю нашу экономику, учитывая и трудность осуществления «защитных» мер в крайне неудачное время для вступления в ВТО.
Необходимо компромиссное решение, предполагая, что сами олигархи или, по крайней мере, многие из них осознают всю бесперспективность дальнейшего развития на основе «сверх корпоративной» экономики. Она просто удушает обычный крупный и средний бизнес, попадающий в финансовую кабальную зависимость от крупнейших корпораций или их дочерних фирм. Сказанное подтверждает по-настоящему успешное развитие за последние несколько лет сектора информационных технологий (IT), который к счастью (!) оказался до сих пор публично не акционирован и не достался олигархам вместе с их присными.
Требуется кардинальное сокращение олигархическо-корпоративной собственности и реструктуризация рынка капитала. Это в первую очередь предполагает выкуп государством у олигархических корпораций акций потенциально-конкурентоспособных предприятий в реальном секторе.
Также неотложно необходимо обоснованное повышение стоимости госзаказа для технологичных предприятий оборонного комплекса при одновременном повышении здесь производительности и уровня заработной платы. Нельзя медлить и с проведением переоценки капитала - основных фондов крупных технологичных промышленных предприятий посредством привлечения авторитетных аудиторских фирм.
Кроме того, приоритетным направлением новой государственной политики призвана стать быстрая реализация программ территориального развития и региональных инвестиционных проектов при параллельном создании полноценной инвестиционной/фондовой региональной инфраструктуры. Тогда вследствие существенного улучшения инвестиционного климата в обычных (провинциальных) регионах можно будет ожидать появления новых состоятельных средних компаний, независимых от крупнейших отечественных корпораций и банков.
Крайне значимый позитивный эффект на состояние рынка капитала окажет и запуск самодостаточного механизма финансирования малого бизнеса и особенно технологичного малого бизнеса при поддержке со стороны региональных инвестиционных фондов по всем субъектам Федерации.
Несомненно и то, что в очень сильной мере уменьшению власти олигархического капитала и улучшению общего инвестиционного климата способствовало бы привлечение прямых зарубежных инвестиций, особенно в добывающую промышленность на региональном уровне. Столь же весомый желаемый результат мог бы быть и получен и от ускорения интеграции технологичных рынков на пространстве СНГ, в первую очередь 4 ведущих стран евразийского содружества (России, Украине, Казахстана, Белоруссии).
В случае успешного выполнения обозначенных неотложных действий со стороны государственной власти в скорой перспективе олигархический капитал может лишиться своих доминирующих позиций. Тогда произойдет и долгожданное позитивное изменение состава национальной элиты. В итоге будет сделан большой шаг вперед в сторону экономического прогресса и утверждения реальной демократии, когда государство перестанет выполнять функцию единственного гаранта стабильности и развития нашего общества.