Обозреватель Джон Хелмер в статье «Россия больше не рассчитывает на подлинную дружбу с Минском», опубликованной в издании «Asia Times» (перевод статьи опубликован на ИноСМИ.Ru), комментируя российско-белорусский нефтяной конфликт, пишет:
«Согласно прогнозам, если бы конфликт продлился дольше, результатом стало бы сокращение нефтедобычи в России; в прошлом году она составляла в среднем 9,7 миллионов баррелей в сутки. Еще до недавнего кризиса появились сообщения, что в декабре добыча в России снизилась на 3%. Международный нефтяной рынок не поверил, что Лукашенко сможет выдержать противостояние с Путиным, и временное прекращение нефтяных поставок не остановило дальнейшего снижения цен - всю эту неделю они стабильно падали.
Заключенная Путиным сделка выводит из трудного положения российские нефтяные компании: все они экспортируют сырье через трубопровод 'Дружба', и вынуждены были бы платить введенную Минском пошлину или отказаться от этого транспортного маршрута. По данным самих нефтяных компаний, из-за прекращения поставок (трубопровод был блокирован в понедельник, а транзит скорее всего возобновится в пятницу-субботу) российские экспортеры теряют 25 долларов выручки с каждого барреля и несут чистые убытки в 7,5 долларов. Больше всего пострадал 'Сургутнефтегаз': по оценкам, его убытки за неделю должны составить 3 миллиона долларов.
Завершение конфликта не снимает ряда вопросов стратегического и политического характера. Лукашенко больше девяти месяцев затягивал любое соглашение о разделе экспортной пошлины, а его стремление 'отомстить' введением транзитной пошлины, после чего в качестве 'оплаты натурой' из экспортного трубопровода начали откачивать нефть, за считанные часы поставило его самого и экономику Беларуси в весьма опасное положение. Правительство США, строящее планы по свержению Лукашенко, по определению не могло встать на его сторону, но не хотело и создавать впечатления, что оно поддерживает позицию Путина.
Теперь Россия займется разработкой новых экспортных маршрутов в обход белорусской территории. Поскольку Кремль уже принял решение прекратить поставки нефти по трубопроводам в прибалтийские государства и максимально сократить зависимость от их погрузочных морских терминалов, очевидный вариант состоит в организации вывоза сырья танкерами через новый порт Приморск в Финском заливе недалеко от Петербурга. Однако наращивание мощностей этого терминала будет означать, что большие объемы российской нефти будут перевозиться морским путем через Балтику и датские проливы Каттегат и Скагеррак, где эти поставки может легко заблокировать НАТО. Другой вариант связан со строительством трубопровода на юге - от болгарского порта Бургас до греческого Александруполиса; последние полгода Путин старается ускорить реализацию этого проекта. Кроме того, недавно началось строительство трубопровода на востоке, для транспортировки нефти в Китай, а затем и до побережья Японского моря; первая ветка, ведущая в Китай, должна вступить в строй через три года».