Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:
Самый значимый результат поездки президента России Путина на Ближний Восток - это сам факт поездки в то время, когда Соединенные Штаты пытаются выстроить арабский фронт против Ирана и идут на все, включая даже осложнение отношений со своим самым главным союзником Израилем, для того, чтобы усилить контроль над арабским фактором. Имеется в виду, прежде всего, режимы Саудовской Аравии и стран залива, которые США собираются использовать в качестве военной и политической силы против Тегерана.
В такое время сама эта поездка, причем на фоне достаточно резких высказываний Путина о Западе, представляет собой очень яркий демарш российской политики. Но, к сожалению, нужно сказать, что президент более или менее одинок у себя в стране в этом очень важном действии, поскольку не создана инфраструктура взаимодействия с пространством Большого Ближнего Востока.
Существующие у нас деловые советы, промышленно-торговые палаты, общества дружбы, и тому подобное - это полумертвые образования, оставшиеся в наследство от Советского Союза и давно переставшие функционировать. Во-первых, они в рамках страны не имеют полномочий, и поскольку в таких отстойных местах бывают какие-то влиятельные дипломаты и бывшие политики, то все действуют на уровне личных связей, что делает эти структуры нерепрезентативными, и, соответственно, у ближневосточного партнера они не вызывают никакого доверия.
На фоне этой несуществующей инфраструктуры, акция президента выглядит практически не поддержанной, хотя и крайне востребованной сегодня. Если сравнить это с тем, как Соединенные Штаты или Великобритания создавали и укореняли свою инфраструктуру, работая с Ближним Востоком, мы обнаружим массу неправительственных организаций, фондов, различного рода центров и систем, которые образуют грибницу лоббистского влияния в регионе.
Это достаточно эффективные каналы, по которым доводятся и реализуются импульсы, идущие со стороны Вашингтона и Лондона (причем это не однозначные, не командные имперские импульсы, там есть разные уровни доведения). И обратные связи позволяют учитывать интересы и той, и другой стороны.
Но невозможно проиллюстрировать сотрудничество Ближнего Востока и России примером успешного взаимодействия хотя бы на экономической основе, в котором была бы какая-то перспектива доверия, перспектива гарантий, чтобы другая сторона рискнула на долгосрочную операцию.
Особенно очевидно это на фоне внутриполитических акций, проводимых против исламского пространства, в частности те безобразия, которые органы внутренних дел творят в республиках с титульной мусульманской этнической составляющей - на Северном Кавказе, в той же Кабардино-Балкарии. Или таких акций, как закрытие исламского банка «Бадр», которое, как выяснилось задним числом, явилось чисто лоббистской и чисто политической акцией. Эти события немедленно приобретают резонанс, поскольку такого рода вещи находятся на Ближнем Востоке под контролем на самом высшем уровне.
Поэтому России, в первую очередь, необходимо радикальное согласование намерений президента с тем, на что способна инфраструктура общества и государства в качестве поддержки такого рода акций, как поездка главы государства на Ближний Восток. Если не будут сделаны преобразования, если не будут найдены те организационные элементы, которые могут взять на себя в России такую ответственность и экспертное понимание того, как надо осуществлять контакт, и как надо выстраивать совместные действия по совместным интересам, то любая поездка останется втуне, или даже превратится в негатив.
Дело в том, что Соединенные Штаты не дремлют, они имеют колоссальный аппарат для противодействия таким шагам. Там наработаны мощные лоббистские группы, можно сказать, что значительная часть саудовского истеблишмента - это люди, которые прямо осуществляют заказ Госдепа, или ЦРУ, или Белого дома. С другой стороны, в Конгрессе США находится масса людей на подпитке, на контроле у Эр-Рияда и лоббирует интересы Саудовской Аравии в Вашингтоне.
Можно ли представить себе некую группу в Госдуме, о которой можно было бы сказать, что эти люди содействуют защите интересов арабского мира? Сама формулировка выглядит абсурдной. Нет и в Саудовской Аравии людей, которые лоббируют интересы России.
Кто поддержит российского президента в его движениях на Ближнем Востоке в условиях системного противодействия Соединенных Штатов? В Москве нет ни одного учреждения, которое могло бы эффективно выполнять такую задачу. Есть работники МИДа - но это протокольные люди, за пределами протокола реально ничего нет.