Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Поправки в Конституцию Казахстана были предприняты с целью облегчить транзит власти в процессе ухода Нурсултана Назарбаева с президентского поста. Ясно, что в Казахстане нет ни одного политика, который смог бы по своему авторитету и стилю сравниться с Назарбаевым. То есть не может быть, как и в России, очевидного преемника. Именно поэтому перераспределяются полномочия в пользу парламента, где ключевую роль будут играть партии, созданные Назарбаевым, в динамическом равновесии с оппозиционными партиями, также возникшими во времена Назарбаева.
Следующий же президент, не обладая авторитетом и политическим весом Назарбаева, будет играть значительно меньшую роль в политической системе Казахстана. При этом, насколько мне известно, основные группы влияния, ведущие теневые политические силы Казахстана, не договорились о кандидатуре преемника и поэтому предпочли бы, чтобы в обозримом будущем Назарбаев оставался президентом. С этим связана поправка, разрешающая Назарбаеву править неограниченное число сроков подряд. Однако решение о том, останется ли он на следующий срок или уступит кресло другому человеку, еще не принято.
Сам Назарбаев предпочел бы уйти, так как для него очень важна легитимность транзита власти, важно признание Западом этой легитимности. Но пока его преемника не видно, и в силу этого Назарбаев колеблется.
Что же касается реакции США на принятие поправок в Конституцию Казахстана, то, с одной стороны, они заинтересованы в том, чтобы иметь рычаги влияния на Назарбаева. С другой стороны, они не заинтересованы в дестабилизации ситуации в Казахстане и их устраивает эволюция политического курса, который в последние годы является преимущественно проамериканским. Поэтому США будут всегда балансировать между желанием сохранять в своих руках рычаги давления на социальную обстановку и желанием не допустить кардинальной смены курса.