Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Декларация о модернизации газотранспортной системы Украины выглядит как сговор за спиной России. Европейский союз в последнее время активизировался на восточном направлении. Он провозгласил программу «Восточное партнерство», куда вошли многие страны СНГ, но не вошла Россия. Подписание этой декларации – еще один шаг по направлению к отрыву стран постсоветсткого пространства от России.
Россия обижена, это подтвердил Владимир Путин, который заявил, что Россия будет пересматривать свои отношения с Евросоюзом, если эта декларация вступит в силу. Поэтому, естественно, результатом принятия декларации о модернизации ГТС Украины может быть осложнение отношений между Россией и Евросоюзом. Но надо понимать, что объединенный Евросоюз слишком силен и России придется учитывать его интересы и его политику. Дело в том, что ЕС, став объединенной державой - а он ей станет после ратификации Лиссабонского договора, - получит значительно большие возможности и рычаги влияния на постсоветском пространстве, и России, конечно, нужно выбрать стратегию противостояния такому варианту развития событий. Однако хорошей стратегии противостояния пока не видно. Россия, конечно, может предлагать ЕС взаимную интеграцию, подписание каких-то документов о пространствах и т.д., но тут все будет зависеть от позиции самого ЕС. То есть России надо активизироваться на пространстве СНГ, потому что в противном случае Россия может быть вытеснена европейцами из своей традиционной зоны влияния.
Раньше мы думали, что главная угроза исходит от американцев, которые были очень активны на пространстве СНГ. Теперь их роль переходит к европейцам, и ЕС, учитывая, что по экономике Евросоюз примерно равен США, учитывая его гигантское население в 500 миллионов человек, учитывая то, что в отличие от США он граничит с постсоветским пространством, может быть значительно более опасным соперником.
Думаю, что, конечно, Россия может попытаться давить на Украину, но тут многое будет зависеть от исхода предстоящих президентских выборов на Украине. Россия может попытаться давить на Украину, воевать с ней, но коль скоро за спиной у украинцев теперь будет стоять такой большой дядя в лице Европейского союза, возможности России по давлению на Украину будут ограничены.
Что же касается судьбы газопроводов «Южный поток» и «Северный поток», то действительно, проект увеличения пропускной способности украинской ГТС может стать альтернативой этим проектам. Об этом все говорят, и, скорее всего, это действительно так. Это будет еще один удар по геополитическим амбициям Кремля. Получится, что совсем другая сила будет диктовать нам условия, и Россия окажется в зависимом, подчиненном положении. Об этом, впрочем, давно говорили, что объединенный Европейский союз представляет большую угрозу для России, чем принято думать, поскольку это сильная сверхдержава, находящаяся у наших границ. Все эти события очень болезненно ударяют по престижу России, и, главное, это ставит нашу страну в ситуацию вассала внешнего сюзерена, который не очень горит желанием связать себя какими-то обязательствами по отношению к России.