Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Появление в «Живом журнале» блога Дмитрия Медведева - это ожидаемый пиарный ход. Когда несколько месяцев назад Медведев создал видеоблог на сайте Кремля, в общем-то, стало очевидно, что этот ход недостаточен и правильным было бы, конечно, создание просто блога, журнала на движке самого популярного нашего блог-сервиса – «Живого журнала». В тот момент были изумления, что Медведев пошел не до конца и создал только подобный блог, то есть слишком официальный. Естественно, делает все это за него пресс-служба, и понятно, что пресс-служба, спустя несколько месяцев, додумалась транслировать заявления президента в «ЖЖ». Это вполне разумный и правильный ход, который привлечет внимание и симпатии к президенту.
Другое дело, что из того сообщества, а не дневника, который открыт сейчас в «ЖЖ», видно, что это не личный блог президента, а это, можно сказать, блог его пресс-службы, куда републикуются обезличенные на данный момент официальные сообщения пресс-службы. В таком формате блог скорее всего не будет иметь значительной популярности, потому что не имеет смысла читать у себя в ленте то, что ты и так можешь прочитать на официальном сайте Кремля. Ситуацию может изменить прямое участие Медведева в жж-шной дискуссии, то есть если он действительно либо в этом сообществе, либо в каком-то своем личном дневнике в «ЖЖ» сделает несколько записей, то это, конечно, вызовет ажиотаж и очень большой интерес. Я думаю, что рано или поздно этот ход будет сделан.
Почему Медведев выбрал именно интернет? Потому что интернет – это сравнительно новая для нашей власти ниша, она носит, условно говоря, такой соседско-коммунальный характер, потому что у пользователя интернета возникает ложное ощущение того, что все друг друга знают, ощущение чувства локтя. Когда президент приходит в эту среду, он начинает восприниматься как «свой», к нему появляются симпатии, и, естественно, Медведеву выгодно использовать эти особенности интернета для повышения своей популярности, для заявлений о том, что интернет остается свободным. Это легкий способ заслужить симпатии аудитории, в особенности молодой.
Конечно, Медведев мог бы перенять у Путина опыт «прямых линий», но дело в том, что ему нужно найти свое собственное лицо, имидж, образ, отличающий его от Путина. Поэтому он совершенно правильно подходит к проблеме, ища новые формы взаимодействия с аудиторией, а не повторяя те формы, которые уже наработал Путин и которые по праву принадлежат премьер-министру.
Разумеется, президент создал себе имидж и узнаваемость, просто ему еще не удалось найти новую форму взаимодействия с аудиторий. Понятно, что интернет и все, что с ним связано, – это взаимодействие с молодежью, а официальные интервью, которые президент дает телевизионным каналам, выглядят не очень удачно, потому что видно, что это скорее моноспектакль. То есть путинские «прямые линии» и интервью толпам журналистов были выгодны именно тем, что создавалась иллюзия, что президент беседует либо со всей страной, государством в целом, либо со всеми СМИ, потому что в Кремле собиралось несколько сотен журналистов. Тот формат, в котором Медведев беседует на телевидении или дает интервью газетам, все-таки подразумевает, что есть президент, есть один или два журналиста, которые его спрашивают, и, разумеется, от подобного формата слишком веет официальным протоколом. Между тем, на мой взгляд, Медведеву как раз следует избегать такой излишней протокольной официальности, если он хочет добиться эффекта близости к народу. Поэтому мне кажется, что пока его политика в отношении интернета удачна, но политика в отношении других СМИ выглядит не очень продуктивной.