Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
Главный метод Александра Лукашенко во взаимодействии с российской властью, и не только, - это шантаж. Этим и объясняется его отсутствие на саммите ОДКБ. Он пытается оказать на Россию жесткое давление с тем, чтобы она полностью отклонила все претензии, которые имеются у наших санитарных властей к молочной продукции из Белоруссии. Кроме того, я не исключаю, что Лукашенко еще хочет что-то выторговать. Это традиционная акция в жанре шантажа.
Что касается создания Коллективных сил оперативного реагирования, то никаких последствий для этого процесса от демарша Лукашенко не будет. Тем более что Белоруссия по всем каналам дала все необходимые санкции на создание этих сил. Как сам Лукашенко справедливо заметил, участие вооруженных сил Белоруссии в обеспечении национальной безопасности России оплачено той системой взаимоотношений и взаиморасчетов, которые существуют. Так что здесь он вряд ли что-то сможет сделать. Что же касается его отсутствия на саммите, то мне кажется, что президент России Дмитрий Медведев занял абсолютно правильную позицию – спокойную, сдержанную, неагрессивную. Мне кажется, что урегулирование ситуации по молочной продукции должно идти совершенно спокойно без реакции на давление, а тем более на шантаж с белорусской стороны.
Я считаю, что «молочная война» закончится установлением более жестких требований к молочной продукции, которая ввозится в Россию из Белоруссии. Но в целом большую ее часть можно считать качественной, и она, естественно, будет поступать на территорию России. Просто Лукашенко должен осознать, что российский рынок для белорусской молочной продукции по существу - единственный рынок. Никому в Европе, даже в Восточной, молочная продукция Белоруссии не нужна. Как не нужны в Европе белорусские трактора и много чего еще. Формат взаимодействия с Россией, формат экономических отношений, который нас связывает, белорусскому президенту, белорусской элите, да и белорусскому населению должен быть совершенно ясен. Экспортируя в нашу страну очень значительную часть своей продукции в ряде отраслей, в том числе молочной продукции, нужно, во-первых, руководствоваться таможенными, санитарными и другими правилами страны, в которой ты эту продукцию реализуешь. Тем более что страна эта – твой партнер, ближайший союзник, сосед и т.д. Во-вторых, нужно корректировать высказывания лидеров и в целом политическую линию в соответствии с логикой партнерства.