Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Необходимость введения должности ответственного за Северный Кавказ назрела давно. Понятно, что Северный Кавказ представляет собой как минимум одно политическое и культурное пространство, народы Северного Кавказа связаны едиными обычаями, во всяком случае, пониманием этих обычаев, там существуют схожие проблемы, связанные с бедностью, авторитаризмом и коррупцией. Кроме того, во многих регионах существуют многочисленные межэтнические конфликты, и, естественно, это регион, где нет доминирующего русского населения, в отличие от остальной территории России. Таким образом, Северный Кавказ вполне может быть выделен в отдельную территориальную единицу. Этого в свое время не было сделано, потому что тот Южный федеральный округ, который был создан в начале путинского правления, включает в себя не только северокавказские республики, но и Ставропольский и Краснодарский края, что, во-первых, несколько разбавляет этот округ, а во-вторых, делает его не совсем кавказским.
Совершенно ясно, что на Северном Кавказе надо возвращать режим генерал-губернаторов, то есть в тех условиях, которые там существуют, необходима совершенно другая система управления. Необходим сильный руководитель, который имел бы под своим контролем войска, силовые структуры и мог бы жестко корректировать ситуацию в северокавказских республиках. Поэтому назначение специального ответственного за Северный Кавказ было бы благом, но такой человек должен получить значительные властные возможности и ресурсы, в противном случае это будет еще одна неэффективная бюрократическая инстанция. Этот человек должен иметь прямой выход на президента, на премьер-министра, иметь возможность распоряжаться силовыми структурами, во всяком случае, координировать их деятельность. То есть это должна быть очень мощная фигура, и, разумеется, ответственным за регион не должен быть кавказец. Если его возглавит такой, например, человек, как Рамзан Кадыров, то фактически Кавказ можно будет считать отделившейся частью Российской Федерации. В этом случае федеральной власти придется признать отделение Кавказа, причем по наиболее неблагоприятному для России сценарию. Поэтому уполномоченный по делам Северного Кавказа должен быть русским или как минимум не принадлежать к народам этого региона. Тогда он будет нейтральной фигурой для этих народов и сможет осуществлять роль арбитра между ними.
В целом, повторяю, идея президента абсолютно здравая, но все зависит от того, как она будет реализована: во-первых, получит ли этот условный генерал-губернатор необходимые властные полномочия, во-вторых, будет ли это правильно подобранная фигура.