Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Расклад голосов во втором туре президентских выборов похож на расклад в 2004 году. Тот пакет голосов, которые получила Тимошенко во втором туре, - это не ее личные голоса, это всего лишь, на мой взгляд, потенциал негативной консолидации электората против Януковича. Чисто количественно этот потенциал недостаточен для того, чтобы победить лидера Партии регионов. Поэтому в 2004 году он сумел взять не количеством, а качеством, качеством массовой мобилизации - и информационной, и политической. В этот раз того же качества мобилизации не было и, вероятно, быть не могло, учитывая, что Янукович оказался фигурой более приемлемой для украинских элит, чем Тимошенко, и вполне приемлемой для Запада. Эти два фактора сделали крайне маловероятным сценарий Майдана, то есть сценарий поствыборной политической мобилизации, которая могла бы переломить логику электоральной социологии. Поэтому Тимошенко для того, чтобы победить, нужно было в этой кампании совершить какое-то маленькое чудо, которого не произошло. Поэтому ответ на вопрос, почему так, а не иначе, достаточно прост.
Наверное, Тимошенко останется в должности премьер-министра до оглашения официальных итогов выборов, потому что коалиция в Верховной Раде уже формируется, Блок Юлии Тимошенко, судя по всему, в стороне от этой новой коалиции. Тимошенко легла на дно, и не совсем понятно, то ли она просто не может оправиться от политического удара, то ли у нее есть какой-то план действий, то ли идет какая-то закулисная игра. В любом случае мне кажется более вероятным, что Тимошенко после следующих парламентских выборов, возможно, досрочных, реализует стратегию жесткой оппозиции, потому что эта стратегия позволит ей попытаться после этого политического поражения консолидировать, укрепить свой базовый электорат, чтобы вообще не выпасть из ряда первых фигур украинской большой политики. Поэтому точно сказать, когда она уйдет, я не могу, но ее премьерство явно закончилось, и сейчас более интересным представляется вопрос об условиях коалиции между Партией регионов и НУНС, в частности, вопрос о том, будет ли Ющенко играть сколько-нибудь заметную роль в новом политическом балансе.
Для Москвы Тимошенко и Янукович лучше, чем Ющенко, с точки зрения договороспособности, вообще процесса переговоров, поддержания взаимоотношений, но, к сожалению, не с точки зрения решения стратегических задач России на Украине, таких как обеспечение статуса русского языка, русской культуры и русского меньшинства, гарантий пребывания Черноморского флота после 2017 года, большей самостоятельности регионов Украины, в том числе в смысле возможности сотрудничества с российскими регионами и с точки зрения статуса тех же русского языка, русской культуры и русского меньшинства, потому что понятно, что на региональном уровне это сделать легче. Плюс невступление в НАТО, возможно, участие в интеграционных проектах Таможенного союза и единого экономического пространства. Вот эти цели, которые объективно для России были бы важны на Украине, но они в рамках нынешней модели российской политики на Украине не решаемы ни с Тимошенко, ни с Януковичем, и ни с кем вообще из списка реальных претендентов на президентский пост, которые были, или сейчас на премьерский пост. Просто нет на Украине тех политиков, которые могли бы серьезно пойти навстречу по перечисленным вопросам. Само по себе это поражение Москвы, просто поражение, которое состоялось уже давно и которое не было отыграно Кремлем, и с которым, несомненно, Кремль смирился, сосредоточившись на вопросах бизнеса, который, судя по всему, будет курировать новый посол на Украине.