Главный редактор газеты «Спецназ
России»:
Даже сейчас Россия остается сильнейшей экономической и военной державой
в Средней Азии, однако это не имеет никакого значения, так как РФ, как бы она ни
была сильна в военном и экономическом смысле, в политическом, является
слабейшей в регионе. Именно слабейшей: грузинский, молдавский и какой угодно
режим выглядят политическими гигантами с несокрушимой волей по сравнению с
убожеством российской политики. Связано это не с личными качествами управляющей
элиты: РФ создали и ею управляют очень умные люди. Дело в том, что Россия, в
отличие от любой страны СНГ, не является национальным государством, более того
- она спроектирована и функционирует как государство антинациональное. Оно
создано для борьбы с собственным населением, а не для обеспечения своей или
чужой безопасности.
Поэтому попытки российского руководства вести «реалистическую политику
преследования своих интересов», органичную для нормального государства типа
Молдавии или Туркмении (которые, повторяю, при всем своем убожестве являются все-таки нормальными
государствами) выглядят смешно и нелепо, и никем не воспринимаются всерьез. Все страны СНГ исходят из того, что Россия
- слабое государство, с которым можно делать все что угодно. Гарантий же безопасности ищут
прежде всего у тех, кто способен обеспечить безопасность от России - не как от
сильной державы, а как от слабой, неудачливой и тем самым заразной страны. «Оградите
нас от этих лузеров, чтобы мы не подцепили их судьбу».
Внешняя политика есть проведение национальных интересов вовне. Но у
антинационального государства нет и не может быть национальных интересов.
Поэтому российская внешняя политика сводится к череде бессмысленных уступок
всем и каждому, кто проявляет достаточную настойчивость в их выбивании. Попытки
что-то изменить в этом отношении обычно кончались конфузом. «Что бы РФ ни
делала, она всегда опозорится» - вот правило, из которого доселе не было
исключений.
Впрочем, в последнее время - примерно с начала прошлого года - у
российского руководства проснулось, кажется, что-то вроде злости. Так, имели
место попытки хотя бы как-то наказать государства, особенно нагло издевающиеся
над Россией - например, Украину («газовый конфликт») и Грузию («винная война»).
Еще раз: следует понимать, что для России, являющейся политическим пигмеем,
возвысить голос против той же Грузии (которая имеет в России сильнейшую пятую
колонну и свою систему отстаивания интересов) - это очень смелый шаг.
Российское влияние в Средней Азии является даже не нулевой, а
отрицательной величиной. Интересы России не просто игнорируются - это было бы
еще ничего. Но при любой попытке
на что-то повлиять России дают по рукам даже тогда, когда это влияние
вроде бы выгодно - просто чтобы русские знали свое место.
Имеет смысл говорить об обратном - о влиянии Киргизии, Туркмении,
Азербайджана и Казахстана в России. Это влияние куда больше, чем мы думаем.
Хотя бы потому, что разведслужбы этих стран, опирающиеся на диаспоры и на
прикормленных российских чиновников, чувствуют себя в Москве вполне свободно,
проворачивают дела, строят сети влияния и т. п. Россия же не может и даже не
пытается защитить себя от этого влияния. Да и что можно сделать, когда любое
российское «ответственное лицо» за относительно небольшие по государственным
меркам деньги готов подписать любое решение?
Если ЕЭП будет бесплатной кормушкой для «суверенных государств», то
проект имеет шансы на некоторый временный успех: русскими деньгами и дешевым сырьем пока еще
не брезгуют (хотя делают вид). Если же речь идет о чем-то, что может принести России пользу
хотя бы в перспективе, то такой проект обречен. Все зависит от того, сколько Россия
готова заплатить за этот «интеграционный проект».
Недавно президент Путин заявил о том, что Россия будет наращивать
военный потенциал в Киргизии. Причины такого заявления могут быть самые разные
- в том числе и последний громкий успех российской дипломатии, в очередной раз капитулировавшей
перед напористыми грузинами, которые желают вышвырнуть российскую армию со
своей территории и этого добились. Что касается реальных последствий, подождем этого «наращивания».
Пока что Россия не наращивает военный потенциал даже в России.