Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Специалисты всегда говорили о том, что политика мультикультурализма в Европе рано или поздно окончится провалом. Поэтому заявление президента Франции Саркози о провале политики мультикультурализма – не новость. Например, известный американский социолог и политолог Самуэль Хантингтон писал о столкновении цивилизаций и о том, что существующие цивилизации объединить в единый мир будет невозможно.
Политика мультикультурализма не критиковалась главами европейских государств скорее в силу политкорректности, хотя все прекрасно понимали, что проблемы существуют. При этом в Соединенных Штатах негритянская проблема в принципе решена, нельзя сказать, что до конца, но все-таки процесс интеграции в американское общество дал определенный результат. В Европе этот процесс потерпел полный провал, и это связано с тем, что американское общество беспочвенное, это как бы общество, в котором все цивилизации начинались с нуля, так сложилась американская цивилизация. Европейское общество имеет глубокие корни, многолетние традиции, и они довлеют и над коренным населением, и над диаспорами, в первую очередь мусульманскими.
Возвращаясь к Саркози, замечу, что он представляет волну новых политиков, которые пытаются оседлать растущее в обществе недовольство напряженностью межнациональных отношений, но что предложить взамен мультикультурализма, конечно, не знают ни Саркози, ни Меркель, ни другие западные политики современной волны. Да, специалистам было давно очевидно, что эта политика в Европе зашла в тупик, и чем дальше, тем больше будут проявляться противоречия.
В России дела обстоят очень сложно, причем, это все наложилось на цивилизационный кризис, начавшийся в России в 90-е годы. Надо обратить внимание, что как раз Россия в ее исторической традиции проблемы мультикультурализма решала гораздо успешнее, чем Европа. Российская империя была достаточно органичным многонациональным государством, где мирно уживались друг с другом различные этнические группы и взаимно обогащали друг друга культурой. Это была так называемая евразийская модель. Советская власть тоже не обостряла межнациональные отношения. Мы знаем, что было переселение народов, но, скажем, на Северном Кавказе царил относительный мир, да и вообще на всем Кавказе.
Нынешняя социально-экономическая модель, принятая в России в 90-е годы, резко разрушила межнациональный мир, и что с этим делать, неизвестно. Мы получили те же проблемы, что и Европа, в какой-то степени даже более острые в силу слабости наших государственных институтов, и как восстановить прежние межнациональные отношения, сегодня никто не знает. На это еще наложился национальный кризис русского большинства, которое пребывает в плохом состоянии и ментально, и антропологически, и на этом фоне укрепленные, этнически здоровые диаспоры начинают доминировать во всех социально-экономических сферах на территории собственно уже коренной России. Эта проблема тоже усугубляется, особенно в крупных городах, где ситуация становится просто взрывоопасной. Это вызывает большое недовольство людей, большое напряжение, но опять-таки в рамках нынешней политики и социально-экономической модели эта проблема кажется совершенно неразрешимой.