Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Лично мне идеи Михаила Прохорова о евроинтеграции России гораздо ближе, чем его же высказывания в блоге относительно русского национализма и русского вопроса. Другое дело, мы, видимо, по-разному пониманием понятия русского национализма и русского вопроса.
Идея Большой Европы мне лично крайне симпатична. Более того, в определенных условиях она может быть и реалистична. Вопрос в том, насколько большой пропагандистской силой она сегодня обладает. Мы хорошо помним, что когда с аналогичными взглядами выступал член нашей партии Андрей Богданов на президентских выборах, он собрал полпроцента голосов. Поэтому я пока скажу осторожно: идеология Большой Европы представляется мне перспективной, но она может принести электоральный успех только при очень большой политтехнологической и идеологической работе, а кто и как ее будет осуществлять, мне пока непонятно.
В начале своей политической карьеры – на съезде и на передаче у Познера – Прохоров высказал целый ряд конструктивных идей, которые привлекли к нему интерес. Это и понимание либерализма, в центре которого находится человек, которое я интерпретирую как разрыв с гайдаровщиной, это и постановка вопроса о земле, о гражданской войне, о гражданском оружии, тезис об обращении к главам семейств. Все эти позиции я считаю крайне перспективными. Однако я пока не вижу политтехнологического развития этих идей. В этом смысле пока политтехнологами, близкими к Прохорову, ведется кампания на узнаваемость. То есть кампания с портретами и билбордами. Мне она не представляется особенно удачной. Более того, заимствование известной цитаты из фильма «Брат 2», которая является также девизом приглашенного Прохоровым в партию Евгения Ройзмана, мне не представляется целесообразным без предварительной пропагандистской кампании. Видимо авторы билбордовой кампании считают, что неважно, что написано, пусть люди злятся, лишь бы узнавали.
Я этим подходом пока не вполне убежден и считаю, что надо подождать. Мне не ясно, даст ли он результат, хотя понятно, что авторы этой кампании исходят из того, что любая известность лучше неизвестности. Как говорил когда-то Шеварднадзе, любое упоминание тебя, кроме некролога, есть реклама, как бы плохо о тебе не отзывались. Поэтому пока я считаю, что пропагандистская кампания партии еще не началась и надо подождать, прежде чем давать ей оценку.