Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии, лидер Социал-демократической партии России:
Я приветствую предложение лидера партии «Родина» Алексея Журавлева по вопросу давно назревшего расширения полномочий Федеральной миграционной службы. На мой взгляд, сегодня ФМС катастрофически не хватает полномочий – я это знаю по собственному опыту. Уже не первый год я состою в Научно-экспертном совете при Общественно-консультативном совете Управления Федеральной миграционной службы по Москве. Довольно часто посещаю заседания общественно-консультативных советов московского и федерального управлений ФМС.
Параллельно этому вот уже почти два года мы с моим другом и коллегой Игорем Мангушевым занимаемся общественными рейдами по заявкам граждан, которые жалуются на то, что в Москве, особенно в центре, часто в домах-памятниках, находятся незаконные общежития иностранцев-гастарбайтеров в непредназначенных для того помещениях. Опыт этих рейдов убедительно показывает, что существуют серьезные проблемы в организации взаимодействия правоохранительных служб при проведении официальных проверок законности проживания иностранцев. Оказывается, для того, чтобы все было полностью законно, Федеральная миграционная служба должна получить разрешение прокурора, а милиция должна получить согласие Федеральной миграционной службы. В результате, потратив время на организацию нескольких рейдов миграционной службы, мы отказались от этой практики, и просто звоним в милицию, когда видим подвал, в котором незаконно проживают иностранцы. И такие действия проводятся уже не а рамках миграционного законодательства, а просто как рейд по проверке паспортного режима.
Поэтому необходимо расширить полномочия Федеральной миграционной службы в части проведения проверок. Я уверен, что ФМС должна иметь право проведения проверок в инициативном порядке по заявлениям граждан. Об этом я говорю уже не первый год на всех общественных советах, в которых принимаю участие.
Далее. ФМС необходимо вписать в устав разрешение на оперативно-розыскную деятельность, служба должна инициативно проводить расследования, по итогам которых проводить проверки. В составе ФМС должна быть и небольшая структура спецназначения, которая в случае необходимости будет выезжать на места и обеспечивать разрешение конфликтных ситуаций и правопорядок.
ФМС должна получить полномочия по организации как внешней, так и внутренней миграции. Сегодня у нас фактически отсутствует миграционная политика. В сфере миграции у нас по-прежнему действует «дикий рынок» 90-х годов, и ФМС в этом не виновата – «пианист играет, как умеет».
Первое, что нужно сделать в области миграционной политики – провести комплексное государственное экономическое исследование, которое выявит реальную потребность больших городов в иногородней рабочей силе, поскольку есть ощущение, что эта потребность сильно преувеличивается недобросовестными работодателями, желающими получать работников по демпинговым ценам.
Во-вторых, нужно провести исследование резервов внутренней миграции, поскольку, как по моим предположениям, так и частично по данным социологических исследований, в ближайших к Москве областях есть очень много граждан России, которые желали бы поехать в Москву, но которым очень трудно организовать такую поездку. Кроме того, нашим гражданам нужны социальные и юридические гарантии, что их не обманут, что будет нормальная зарплата, что будет действовать полис медицинского обслуживания. Я полагаю, что такое исследование развеет все псевдолиберальные мифы о том, что русские якобы не хотят работать на тех местах, которые сегодня занимают мигранты. Но, так или иначе, после такого исследования, необходимо переходить от практики дикого миграционного рынка к рынку организованному – к органабору рабочей силы.
Если выяснится, что мы не можем обойтись без иностранцев, значит, Федеральной миграционной службе нужно создавать свои отделения в столицах государств, из которых к нам едут иностранные работники, создавать институт обучения русскому языку и организовывать принятие экзаменов по русскому языку. Только после положительных результатов тестирования иностранцы могут получать разрешение на работу в России. Кроме того, нужно, чтобы мигрант точно знал, на какое рабочее место он едет.
Но я уверен, что наш внутренний потенциал недооценен, а по действующему законодательству работа иностранцу может быть предоставлена только в том случае, если это место не желает занимать гражданин России. Поэтому ФМС должна создавать в областных центрах филиалы, чтобы проводить организованный набор рабочей силы для работы в больших городах. Это сильно сократит внешнюю миграцию, а с другой стороны, прекратит то безобразие, когда частные фирмы за бесценок на полузаконных основаниях привозят русских рабочих в Москву, платят им гроши, штрафуют и высылают обратно – об этом была замечательная статья «Вахтовый ад» в газете «Московский комсомолец».
Наконец, я думаю, что необходимо решать вопросы с общежитиями, в которых проживали бы приглашенные в Москву работники-немосквичи. Тут нужна система совместных договоров правительства Москвы либо с правительствами тех иностранных государств, откуда к нам едут рабочие, либо с областными администрациями тех регионов, откуда, я надеюсь, к нам скоро будут ездить русские рабочие.
ФМС должна стать головным органом и по решению эпидемиологической ситуации, потому что сегодня, как мы это обсуждали по инициативе доктора Храмцова на общественном совете Управления ФМС по Москве, в столице в пору объявлять чрезвычайное эпидемиологическое положение. Медицинские справки у большинства мигрантов фальшивые или отсутствуют. То же самое мы неоднократно фиксировали и в ходе наших рейдов, когда даже в дорогом ресторане обнаруживается человек без медицинской карты. Я уже не говорю о дешевых сетевых кафе, где повара и официанты большей частью иностранные работники, а с медкарточками дела там обстоят достаточно плохо.
Поэтому, хотя это межведомственная работа, в которой должен участвовать департамент труда, департамент здравоохранения и многие другие ведомства, ФМС должна быть головным органом, координирующим мероприятия по постановке на медицинский учет иностранных работников. И по постановке на медицинский учет приезжающих на работу в Москву наших сограждан, причем, последним необходимо обеспечение и страхового полиса. Если русские работники приезжают в Москву, скажем, из Рязани, они должны быть уверены, что у них есть не только общежитие, но возможность получить медицинское обслуживание в московских поликлиниках, а их дети могут обучаться в московских школах. С иностранцами вопрос нужно решать отдельно. Но если в ближайшее время в силу вступят законы Евразийского экономического союза, то нужно либо поднимать вопрос о едином евразийском страховом медицинском полисе, либо принимать меры по организации медицинского обслуживания иностранцев.
Такой мне видится картинка расширения полномочий Федеральной миграционной службы. Я не вполне понял, что коллега Журавлев имел в виду, говоря о полномочиях по регулированию межнациональных отношений. Конфликты на межнациональной почве у нас являются в основном внутрироссийскими и чаще всего они связаны с агрессивным поведением молодежи с Северного Кавказа и с коррупцией в правоохранительных органах, часто покрывающих правонарушения и даже преступления, совершаемые нашими уважаемыми согражданами-россиянами.
Но все, что связано с внутренней и внешней миграцией, действительно, давно пора поручить ФМС.