Игорь Даченков, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»:
На мой взгляд, законопроект о праве регионов самостоятельно выбирать порядок выборов главы исполнительной власти – это некий зондаж общественного мнения. Проведение такой пиар-акции объясняется тем, что власть не может дезавуировать себя. Предлагать от своего имени такие изменения было бы не вполне удобно.
Это выглядит довольно странно, когда на фоне относительно недавно принятого решения о возвращении прямых выборов губернаторов во всех регионах сегодня возникает ситуация, когда появляется законопроект о селективном подходе к разным территориям. Похоже, что это попытка прозондировать общественное и экспертное мнение, чтобы понять, насколько реалистична реализация этого проекта. Я не исключаю, что этот политзаказ рассчитан на перспективу: если сопротивление общественности будет минимальным, власть сможет превратить этот законопроект в закон, но сделать это ей хочется очень аккуратно, поэтапно, последовательно и осторожно. Ситуация в национальных республиках близка к абсолютно управляемой, как показывает избирательная политическая практика, поэтому тратиться финансово и организационно и нести какие-то элементарные политические риски при процедуре выборов губернаторов нецелесообразно.
Поэтому на данном этапе мы видим некий зондаж, пиар-акцию с целью получить обратную связь от разных decision-maker’ов. В лучшем случае, если реакция будет достаточно нейтральной или даже положительной, последует следующий этап, связанный с реализацией этого проекта и превращением законопроекта в закон.
Что касается ссылок авторов законопроекта и самого президента на просьбы из национальных республик, то в недавнем прошлом у нас очень многое делалось «по просьбам трудящихся». Эта формула достаточно хорошо известна. Я еще раз подчеркиваю, что вряд ли можно оценивать эту инициативу, как инициативу с мест, поддержанную широкой общественностью национальных республик или даже исходящую от политической элиты этих территориальных образований.
Здесь решение принималось не на низовом уровне, а на самом высоком. Скорей всего, эта химера родилась в коридорах власти, а точнее даже, в управлении по внутренней политике администрации президента. Цель очень простая – там, где есть возможность, дезавуировать реформу, связанную с институтом прямой демократии в отношении глав исполнительной власти в регионах, сделав ее половинчатой, отрихтовать таким образом, чтобы процесс формирования власти в субъектах федерации стал более подконтрольным.
Как показывает практика выборов, ситуация в национальных республиках более или менее контролируемая. Какой смысл проводить марлезонский балет с заранее известным результатом? Авторы законопроекта (находящиеся на вершине принятия политических решений), несомненно, прокачивают ситуацию, а далее в зависимости от реакции будут либо проталкивать это решение дальше, либо откатятся на первоначальные позиции, оставив все как есть.