Петр Милосердов, политтехнолог, координатор Совета муниципальных депутатов Москвы:
За последнее время было принято много законопроектов, касающихся миграционной политики, в частности законопроект о «резиновых квартирах». Воплощение их в жизнь требует более серьезной структуры, чем одно из подразделений МВД. И повышение руководителя Федеральной миграционной службы до ранга министра вполне логично. Поэтому, на мой взгляд, самое простое и банальное объяснение здесь является самым правильным.
По поводу предложений о передаче ФМС регулирования межнациональных отношений достаточно напомнить, что у нас были специальные министры, курирующие эти вопросы. Но каждый раз они заканчивали не очень хорошо. Поэтому я сомневаюсь, что стоит ставить такие задачи перед миграционной службой.
Что касается вопроса о контроле над «внутренней миграцией», то под этим эвфемизмом скрываются проблемы Северного Кавказа. Речь идет в первую очередь именно об этом, а это вопрос политический, и никто ФМС права решать его не даст. Хотя возможно, что регулирование передвижения рабочей силы, трудовой миграции внутри страны, войдет в сферу регулируемых ведомством вопросов.
В целом пока трудно предсказать, насколько серьезно взялось руководство страны за наведение порядка в миграционной политике.
Для того чтобы достичь реальных результатов, нужно, во-первых, вводить визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья. Во-вторых, нужно решать в комплексе проблемы Северного Кавказа, не ограничиваясь регулированием миграционных потоков. Люди уезжают из этого региона потому, что там нечего делать, притом, что рождаемость в северокавказских республиках растет, без всяких на то оснований. И такое положение стимулируется федеральными дотациями. В третьих, Кавказ в глазах руководства страны занимает некое привилегированное положение.
Пока эта ситуация не изменится, прорыва в миграционной политике ожидать не стоит.