Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты РФ, директор Института политических исследований:
Наделение проживающих в России иностранных граждан, имеющих вид на жительство, правом пассивного и активного участия в выборах – это шаг к широкому применению нормальной современной демократической нормы.
Если в Тюмени и Екатеринбурге мигранты примут участие в муниципальных выборах, то в этом нет ничего плохого. К нам приезжают в том числе честные и трудолюбивые люди, которые пашут по 12 часов, отсылая своим семьям заработанные деньги. Конечно, небольшая часть приезжает с криминальным намерениями, другая часть, даже большая, входит в криминальный бизнес против своего желания – их используют недобросовестные предприниматели и криминальные структуры и выбрасывают на улицу, не выплатив заработанного. Куда человеку пойти в этом случае? У него даже нет денег, чтобы уехать. Он должен был помогать тем, кто остался на Родине, а вынужден сам просить о помощи.
Поэтому ответственность за криминализацию мигрантов должны разделять те структуры, которые используют нелегальным образом труд мигрантов, изначально не имеющих криминальных намерений. Они их жестоко эксплуатируют, отбирают паспорта, избивают, убивают, заставляют жить в рабских условиях. Вовлеченность мигрантов в криминал уменьшится на порядок, если будет арестована хотя бы часть тех, кто их криминализирует. В первую очередь это касается сфер строительства и логистики. Все прекрасно знают, кто использует труд нелегальных мигрантов. Нужно сообщить о таких случаях начальнику УВД по региону и сказать ему: «Наведи порядок».
И порядок, при наличии политической воли, будет наведен. Да, здесь нужна политическая воля – ведь придется наступить на чьи-то экономические интересы, поскольку использование нелегальных мигрантов значительно снижает себестоимость производства и помогает скрывать доходы.
А травить бедных ребят, которые приезжают в Россию поработать и заработать - это популизм худшего толка. Такой подход не решает никаких проблем. Нужно вместо этого изолировать десяток криминальных воротил.
Я думаю, что нельзя исключать и таких вариантов, когда иностранные граждане будут избраны в муниципальные органы власти. Вспомните ситуацию с дворником-мигрантом, который кинул в мальчика лопатой и даже ранил, - жители приняли сторону дворника, а не пострадавшего ребенка. Это говорит о том, что есть среди мигрантов те, кто честно работает, и они готовы доверять честному и трудолюбивому человеку, пусть даже он и является мигрантом. Поэтому честные трудяги, которые хотят интегрироваться в российское общество, вполне могут стать и депутатами местного уровня. Избиратели – не дураки, просто так они за мигранта голосовать не будут, но того, кто уже доказал, что будет пахать на благо горожан, поддержат.
Тем более что есть регионы, где мигранты уже составляют едва ли не большинство населения.
И я не вижу в такой ситуации никакой опасности. Мы – великая многонациональная страна, где живут представители очень большого числа национальностей. Опасность возникает только тогда, когда мигранты оказываются не в правовом пространстве, а в сером, теневом, оказываются солдатами криминальных армий. Избранный в муниципальный орган власти мигрант – это не плохо. Страшно, когда депутат является «щупальцем» криминального авторитета. А криминальные авторитеты – это всегда россияне, даже если они возглавляют этнические группировки. Именно по ним надо бить. Если же дать им продолжать то, что они делают сегодня, то какая разница, кто представляет криминального авторитета в земском собрании – узбек или вологжанин?
Нужно обсуждать правильный вопрос – не насколько много мигрантов, а живут мигранты в легальном поле или в нелегальном? Работают они на благо экономики, либо на благо криминальных дельцов?
Но сама по себе возможность для мигрантов избирать и быть избранными в муниципальные органы власти никак не связана с этой проблемой. Это всего лишь общая норма для цивилизованного общества.