Вячеслав Данилов, редактор сайта Liberty.ru:
Вокруг темы голосования иностранных граждан на выборах в России ведется множество спекуляций. Критики полагают, что речь идет как о нарушении суверенитета РФ, так и о расширении базы электорального админресурса.
Заявляют, что речь идет о каком-то «эксперименте», что «пилотными территориями» выбраны Тюмень и Екатеринбург. И что, дескать, несмотря на антимигрантскую риторику, практика привлечения на избирательные участки иностранных граждан будет применяться на выборах в Москве.
Все это ложь. Псевдоэксперты и пропагандисты, как обычно, не знают закон.
Речь идет о применении статьи 3 часть 1 ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая гласит: «Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».
Что следует из этого закона?
Первое. Речь идет о праве иностранных граждан голосовать только на выборах в муниципалитеты. То есть в структуру, которая не является у нас согласно Конституции государственным органом власти. Так что ни о какой угрозе суверенитету страны не идет речь. Как не идет речь о том – это второе - что гастарбайтеры гуськом, подгоняемые плетками прорабов, потянутся 8 сентября на участки в Москве. Москва – это субъект Федерации, а не муниципальное образование.
Третье. Закон не имеет избирательной силы, применение его не является «экспериментом». Соответственно, на всех муниципальных выборах, которые состоятся после вступления в силу соглашения, подписанного РФ со среднеазиатскими республиками, эта норма будет исполняться.
Четвертое. Закон говорит о гражданах других государств, которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования. Уж как это будут определять избирательные комиссии, составляя списки, я не знаю. Скорее всего – по спискам зарегистрированных.
Новые обстоятельства, которые в данный момент после подписания международных соглашений проявились, переносят закон в контекст общественной дискуссии. В этой дискуссии пока преобладает голос стихийных национал-демократов, которые говорят якобы от лица непредставленного или плохо представленного во власти среднего класса. Они боятся, что новые обстоятельства позволят властям на местах расширить базу админресурса. Но кто мешает оппозиции работать с расширившейся электоральной базой? Более того, расширение электоральной базы идет в угоду местным ФПГ, которые эксплуатируют привлеченную рабсилу. Так что местным «националистам» и ксенофобам можно предъявить простой аргумент – разбирайтесь со своими же элитами. Вообще же, сам факт того, что расширение электоральной базы муниципальных выборов вызвало такой скандал, говорит в пользу того, что муниципальные выборы в России – отнюдь не фарс, а все еще полноценный аргумент в политической борьбе.
Если несколько отвлечься от тактических аспектов применения закона и посмотреть на него с точки зрения социальной справедливости, то он абсолютно демократичен. Давно говорилось о том, что в наших городах растет доля исключенных из политического представительства, растет доля тех, кто лишен права голоса. Это касается не только мигрантов из зарубежья, это касается и трудовых мигрантов внутри страны. Я не считаю нормальной и демократичной ситуацию, когда в той же Москве активным избирательным правом пользуется крайне ограниченное число жителей, обладателей столичной прописки, по которой этот электорат получает кучу привилегий. Так что я могу лишь только приветствовать расширение прав жителей страны.