Виктор Алкснис, депутат Государственной Думы РФ третьего (2000-2003) и четвертого (2004-2007) созывов, полковник запаса:
Привлечение иностранных граждан к участию в муниципальных выборах осуществляется с целью обеспечить безоговорочную победу кандидатов от власти. Ведь ясно, что как бы ни относиться к иностранцам, постоянно проживающим на территории России, но в подавляющем большинстве они, особенно гастарбайтеры, находятся на положении людей второго сорта. И постоянно подвергаются административному давлению. Соответственно, их можно обязать голосовать так, как это необходимо.
Также есть очень серьезный вопрос по поводу того, как будут подсчитывать избирателей, на каком основании их будут вносить в списки избирателей и как с юридической точки зрения будет организована процедура голосования. Ведь можно насчитать любое количество таких избирателей, причем, проверить подсчет будет практически невозможно. Соответственно, можно набросать в урны любое количество дополнительных бюллетеней. Поэтому у меня есть серьезное сомнение в необходимости введения таких новшеств в избирательных кампаниях.
Я мог бы согласиться по поводу белорусов – мы даже формально живем в одном союзном государстве, и если предоставить право участия в выборах гражданам Белоруссии, это не вызвало бы больших опасений. Но согласно нынешним договоренностям с нашими соседями такое право имеют едва ли не все гастарбайтеры-граждане стран СНГ. И в такой ситуации привлечение к выборам этой категории избирателей вряд ли можно считать полезным.
Не думаю, что окажется много иностранцев, желающих использовать свое пассивное избирательное право – есть целый ряд проблем, в том числе с проведением предвыборной агитации и т.д. Если не будет применяться административный ресурс, их выдвижение не будет иметь широкого характера. Большинство трудовых мигрантов озабочены решением своих собственных проблем, в первую очередь финансовых, а не проблемами местного самоуправления в Российской Федерации.
Что касается привлечения мигрантов к голосованию на муниципальных выборах, то власть, вполне вероятно, будет достаточно широко применять этот прием для укрепления своих позиций. Возможности для манипуляций с результатами выборов с каждым годом снижаются. Российское избирательное законодательство, пусть медленно, но совершенствуется и существующие пути для коррекции результатов выборов в нужном власти направлении перекрываются. Поэтому власть вынуждена искать новые возможности, прекрасно понимая, что если будут выборы честными, то она будет терпеть на них поражения.