Публицист Александр Храмчихин, комментируя в статье «На очереди непризнанные…», опубликованной «Prognosis.Ru», ситуацию вокруг непризнанных республик, заявил: «Отделение Черногории от Сербии, означающее прекращение существования Югославии в каком бы то ни было виде, стало вполне ожидаемым событием. Не менее ожидаемо грядущее разделение Сербии и края Косово. Хотя при формальной схожести это, конечно, явления разного свойства».
«Отделение Черногории, - продолжил эксперт, - действие легальное, завершающее роспуск социалистических федераций: СССР, ЧССР, СФРЮ. В первых двух случаях этот процесс прошел по взаимному согласию сторон, а вот Сербия очень активно сопротивлялась развалу Югославии силовыми методами. Она не удержала ничего, более того, такая политика стала катастрофой для самой Сербии. При этом все республики, составлявшие три бывших социалистических государства, имели право на легальный выход из своих федераций. Автономный край Косово как составная часть Сербии такого права не имел, однако отделение его неизбежно.
Здесь налицо классическая проблема непризнанных государств как следствие неразрешимого противоречия между правом наций на самоопределение и принципом нерушимости госграниц. Несмотря на всю бесконечную миротворческую демагогию по данному поводу, указанное противоречие на практике разрешается единственным путём — военным. Сначала мятежная провинция путем вооруженного восстания добивается независимости от центральной власти своей страны де-факто. Затем возможны три варианта развития событий».
Первый: «Центральная власть может набраться сил и военным же путем вернуть мятежную провинцию в свой состав, восстановив принцип нерушимости границ (примеры — Катанга, Биафра, Чечня).
Второй: «Противоположный вариант — центральная власть признает независимость мятежной провинции де-юре, позволив ей реализовать право на самоопределение. До сих пор такой пример всего один — отделение Эритреи от Эфиопии, которое стало возможным лишь потому, что центральная власть в Аддис-Абебе, пытавшаяся удержать Эритрею, была свергнута (военным путем, разумеется)».
Третий: «самый распространённый вариант — центральная власть не способна восстановить свою целостность, но и не собирается предоставлять независимость отделившейся провинции. В результате конфликт «зависает» на неопределенный срок», - заключил эксперт.