Зав. отделом проблем межнациональных отношений, кандидат исторических
наук Сергей Маркедонов в статье «О пользе застоя в карабахском миротворчестве»
пишет, что «и Армения, и Азербайджан, и непризнанная Нагорно-Карабахская
Республика (НКР) сегодня не готовы к компромиссам».
«Военно-дипломатическая интеграция НКР и Армении существовала всегда с
момента самопровозглашения НКР, - утверждает эксперт. - Она существовала, как и
ответственность Армении (сформулированная еще в 1988 г.) за право карабахских
армян добиваться самоопределения.
То есть в случае признания НКР Арменией de jure на практике ничего не
изменится. Не изменится и отношение Азербайджана к Карабаху, возвращение
которого является своеобразной национальной азербайджанской идеей. И, несмотря
на это, сегодня Азербайджан, скорее всего, не начнет возвращать «отторгнутые
земли» силой.
Не начнет по двум причинам. Во-первых, в течение многих лет Гейдар
Алиев старательно выстраивал образ Азербайджана как страны, подвергшейся
агрессии и оккупации. Решившись на войну, его сын Ильхам в одночасье разобьет
этот имидж, равно как и свою политическую карьеру. Во-вторых, в 2006-м (2007-м
и далее) году Азербайджан имеет намного более худшие стратегические возможности
для начала боевых действий.
В 1991 г., когда начался армяно-азерабайджанский вооруженный конфликт,
в руках Азербайджана были Лачинский и Кельбаджарский районы, отрезавшие НКР от
Армении, превращая непризнанную республику в блокированный анклав. Тогда же под
контролем Баку был Агдам (стратегически важный пункт) и еще 4 собственно
азербайджанских района, занятых сегодня армянами. Да и в самом Карабахе над
столицей НКР армянским Степанакертом до мая 1992 года «нависала»
азербайджанская Шуша - удобное место для обстрела из установок «Град». Теперь
ничего этого в руках Баку нет. Зато есть занятые армянами 7 районов
Азербайджана, укрепленные за все эти, начиная с 1994-го (время окончания
конфликта) годы. Таким образом, вовлечение в силовое решение проблемы Карабаха
для Ильхама Алиева станет закатом его политической карьеры.
Однако азербайджанские эксперты надеются, что через 12-15 лет ситуация
радикально изменится. Азербайджан экономически развивается гораздо успешнее
Армении. Неконструктивные отношения России и Грузии делают союзницу РФ Армению
более уязвимой. Однако в любом случае очевидно, что и Армения и Азербайджан
сегодня не готовы к уступкам и компромиссам.
Позиции конфликтующих сторон хорошо известны. Баку выступает за так
называемый «поэтапный план» урегулирования, а фактически - двухэтапный. Сначала
- освобождение занятых армянами территорий (Агдамский, Джебраильский,
Зангеланский, Кубатлинский Физулинскиий, Лачинский и Кельбаджарский районы) и
возвращение беженцев, а потом - решение вопроса о статусе Карабаха. Армянская
сторона выступает за «пакетный план», то есть за комплексное разрешение
карабахской проблемы.
Для Баку «территориальная целостность» Азербайджана – стратегический
приоритет, тогда как для Еревана - «право народа Карабаха на национальное
самоопределение». Сломана ли на сегодня эта дихотомия? Никоим образом. Более
того, официальный Ереван справедливо считает, что переговоры без участия
лидеров непризнанного государства - Нагорно-Карабахской Республики (НКР) -
бессмысленны и неэффективны.
И в самом деле, за примерами далеко ходить не надо. Как только первый
президент Армении Левон Тер-Петросян заявил о желательности принятия поэтапного
плана, он сразу же перешел из главы республики в пенсионеры республиканского
значения. Кстати, привлечение НКР к переговорному процессу вовсе не означает
его признания в качестве суверенного государства со стороны Баку. Тбилиси
сегодня, несмотря на милитаристскую риторику, не отвергает идеи переговоров с
Цхинвали и Сухуми.
Впрочем, цитирование жестких, на грани фола (или далеко за гранью фола)
высказываний армянских и азербайджанских политиков потребовало бы не отдельной
статьи, а многотомной монографии. Говоря о мире, и в Баку, и в Ереване, и в
Степанакерте, не особо скрывая этого, готовятся к самым неожиданным поворотам,
включая и военные действия.
К сожалению, в Москве, Брюсселе и в Вашингтоне отказываются понять, что
заклинания о мире без конкретных результатов вызывают массовые ожидания и
массовые же разочарования. А массовые разочарования - это главная предпосылка
для роста ксенофобии и милитаризма. Чего стоит одно заявление Владимира Путина
о его будущих консультациях с Робертом Кочаряном (как важном шаге к прогрессу в
процессе миротворчества), сделанное во время недавнего визита в Баку.
Похоже, и сам российский президент, и его азербайджанский коллега, и
политики в Ереване прекрасно отдавали себе отчет, что ни эта консультация, ни
сотня других не способны сдвинуть дело урегулирования нагорно-карабахского
конфликта с мертвой точки. Однако подобного рода заявления, как и
миротворческий оптимизм представителей ОБСЕ, вызывают откровенное раздражение у
представителей конфликтующих сторон. В той же Армении инициатива Путина была
интерпретирована как неуважение к армянскому президенту, поскольку его согласие
на подобную консультацию получено не было.
Таким образом, сильные мира сего должны отказаться от необоснованного
оптимизма и стремления к увеличению количества встреч между лидерами
Азербайджана и Армении. Такого рода встречи – не участие в пресловутом социалистическом
соревновании! И Алиеву, и Кочаряну не надо перевыполнять план по личным
встречам (в 2006 году на 5 больше, чем за отчетный период 2005 года)!
Каждая такая встреча - это необоснованные надежды населения (включая и
беженцев), и активизация «ястребов» с их непримиримыми требованиями, и новые
разочарования, а значит, и пробуждения «духа войны». Каждая карабахская
инициатива должна гораздо меньше «засвечиваться» и гораздо больше
«отлеживаться». Лучше, если больше, чем один месяц. Эти инициативы должны
проходить спокойное политико-экспертное обсуждение. И чем более рутинной и
менее публичной и пиаровской будет процесс миротворчества, тем лучше.
Не помешал бы этому процессу и умеренный пессимизм. Чем меньше будет
сделано широковещательных жестов и популистских заявлений, тем лучше для
достижения доверия между сторонами. Именно это должно стать сутью переговоров
вместо обсуждения нереальных планов типа аландской модели для Карабаха.
Без политической воли конфликтующих сторон и их продвижения к миру ни встреча
в Вашингтоне, ни очередной раунд переговоров в Швейцарии, ни консультации
президентов двух стран с российским или американским коллегами не увенчаются
успехом. А для того, чтобы эта воля появилась, надо перестать постоянно дергать
за веревочки представителей официального Баку и Еревана. Возможно, некоторый
«застой» в имитационном миротворчестве пойдет обеим сторонам только на пользу».