Вице-президент Института национальной стратегии:
Я думаю, что для украинских властей акции протеста в Крыму были полной неожиданностью, потому что они привыкли рассматривать русскоязычных украинцев, в особенности, крымчан как законченное быдло. То, что терпению крымчан пришел конец – для украинских властей сущая неожиданность, они думали, что «эти русские свиньи» опять все проглотят. Я думаю, что Донецк скорее всего поддержит инициативу Крыма, а возможно и Одесса. Хотя это пока не ясно: может быть, украинским властям удастся раньше разобраться с вопросом.
Очень бы хотелось, чтобы крымские акции протеста инициировали политический кризис на Украине, но, боюсь, что этого не произойдет. Разве что, если, в конце концов, правящие круги Украины окончательно не договорятся и согласятся на новые выборы в Раду. Тогда антинатовские акции могут прибавить популярность антиоранжевым силам.
Отставка Ющенко сейчас маловероятна, потому что нынешний режим на Украине сидит достаточно крепко и несмотря на то, что Ющенко сильно потерял популярность (о чем свидетельствует неимоверный успех блока Тимошенко), все схвачено.
В целом режим Ющенко держится одновременно на поддержке финансово-промышленных кругов, Запада и половины народа Украины. В этом смысле отставка Ющенко была бы возможна только при той маловероятной ситуации: если бы антинатовские акции поддержал бы блок Тимошенко.
Я думаю, что Украина не скорректирует курс на вступление в НАТО – горбатого только могила исправит. Режим Ющенко со своим народом считаться не собирается. Точнее, собирается считаться только с той половиной народа, которая его поддерживает.
Все, что может произойти на Украине в дальнейшем, зависит от активности русскоязычной половины украинцев. Если они будут такими же пассивными, как и сейчас, то украиноязычное меньшинство будет продолжать править страной, не смотря на то, что их около сорока процентов населения. Если русскоязычные украинцы начнут вести себя более активно, то возможны два сценария.
Первый сценарий – сценарий национального компромисса, который приведет к двуязычной федеративной Украине. Если же киевские власти будут продолжать не обращать внимания на настроения своих русскоязычных сограждан, то вполне возможно, что они из украинцев, говорящих по-русски и желающих жить в современной Украине, в течение пяти-восьми лет превратятся часть разделенного русского народа. Пока этого нет, но мы хорошо помним, что в двадцатые годы судетские немцы были согласны быть немецкоязычными чехами. Близорукая политика мосариков и бенашей привела к тому, что они осознали себя немцами и сыграли активную роль в укреплении гитлеровской Германии.
Ющенко контролирует ситуацию в финансово-промышленной сфере Украины, а также, при помощи избирательных технологий и подсчета голосов, контролирует голосования. Ющенко назначает губернаторов и мэров, контролирует административную сферу. Ющенко не может только контролировать ту часть народа, которая его отвергает, а эта часть велика.
Я до конца не знаю, насколько наши власти готовы защищать права человека на Украине и желание крымчан быть как минимум автономными, а как максимум – так даже и говорить страшно.
С дугой стороны, если бы в сегодняшей украинской ситуации поддержка России была бы гораздо более сильной, чем сейчас, то это могло бы быть контрпродуктивно, ведь даже русскоязычные украинцы не очень ориентируются на Россию. Российские концы той или иной правозащитной или политической инициативы могут ее дискредитировать. Для народа Украины было бы хорошо, если бы русскоязычные украинцы получили бы свое серьезное политическое и правозащитное представительство.
Пока половина украинцев, говорящих по-русски чувствует себя украинцами, вероятность раскола Украины мала. Если правящий режим упорно будет нарушать их права, отказываться от стабилизации, не идти на минимальный компромисс (например, в вопросе регионального статуса официального языка для русского языка), то русскоязычные украинцы будут себя чувствовать разделенной частью русского народа. Чем больше эта проблема будет возникать, тем больше вероятность раскола Украины.
Для раскола Украины есть только институциональные основания, связанные с независимостью Черногории и с возможностью независимости Косово. Пока у массы русскоязычных украинцев сепаратистские настроения отсутствуют, но они могут появиться. Формула здесь простая: Киев идет на компромисс – Украина становится федеративным двуязычным государством; Киев не идет на компромисс – Украина потихоньку теряет основания для своей целостности, потому что пока украинская политическая нация не сформировалась. Возможны оба варианта.