Публицист, председатель Консервативного Совещания:
Закон, запрещающий депутатам и госчиновникам иметь двойное гражданство, - вполне логичный, понятный, адекватный. Скорее странно то, что этот закон принят только сейчас, что эта норма не была введена изначально.
Однако возникает вопрос о том, как вообще понимать двойное гражданство и, в частности, двойное гражданство России. Здесь могут происходить очень серьезные и болезненные процессы в связи с гражданством русских, находящихся за пределами Российской Федерации, в странах СНГ и Прибалтики. Россия должна вводить этих людей в свое гражданство – либо через двойное гражданство, либо через предоставление им российского гражданства с отказом от всякого другого, но так или иначе возвращать наших соотечественников, о чем не так давно говорил Путин (как известно, президент подписал соответствующий указ).
Мне кажется, для этой категории людей ни в коем случае не должно быть ограничений, в том числе и на занятие государственных должностей. Русские за пределами Российской Федерации имеют такое же право на участие в политической жизни России (можно специально продумать те или иные формы их участия в политической жизни нашей страны), что и граждане России. Но это единственное ограничение. В остальном, когда идет речь о двойном гражданстве с теми или иными странами дальнего зарубежья, когда идет речь о представителях некоренных национальностей на территории Российской Федерации, конечно, занятие государственных должностей лицами с двойным гражданством категорически недопустимо.
Лицо с двойным гражданством имеет обязательства одновременно перед двумя государствами. Оно обязано лояльностью, подчинением одновременно двум государствам сразу. Как ни один ведущий, например, не может работать сразу на двух телеканалах, ни один человек не может работать сразу в двух корпорациях, особенно если это конкурирующие корпорации, точно так же очень странно, будучи гражданином одновременно двух государств, которые могут находиться в некоем (в том числе, достаточно серьезном) конфликте, занимать ответственную должность в одном из этих государств. Потому что не известно, лояльность какому государству перевесит при принятии решений.
Представим себе человека, который, являясь министром Российской Федерации, имеет двойное гражданство России и Израиля. Скажем, он должен принимать некие решения, касающиеся отношений с Палестиной. У Россия особая, достаточно дружественная политика и по отношению к Израилю, и по отношению к Палестине. У Израиля может быть достаточно конфликтная по отношению к Палестине позиция. И логике какого государства этому двойному гражданину в данном случае следовать? Здесь может быть очень серьезный конфликт интересов, и этого конфликта лучше избежать заранее на законодательном уровне.
Не думаю, что принятие этого закона напрямую связано с выборами 2007-2008 годов. Я не уверен, что у нас так уж много лиц с двойным гражданством, которые работают в органах государственной власти, тем более на достаточно высоких постах.