Руководитель Отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев, комментируя перспективы существования СНГ, отметил, что «страны, исключая Россию, которые входят в Содружество, они получают большую выгоду», «чем сама Россия». «И это удерживает их в ареале, в орбите Содружества, - продолжил он. - Кроме того, я бы хотел обратить внимание, что пока Россия не заявляла о выходе из СНГ, и пока Россия находится в Содружестве - эта межправительственная организация, это не общественная организация - я здесь резко возражаю, это межправительственная организация - не распадется. Она будет интересна и для ее участников. Кроме того, есть ряд государств-членов Содружества, которые заинтересованы в решении своих проблем, которые отвечают их национальным интересам и эти проблемы легче и удобнее решать в рамках Содружества. Например, это транзитные проблемы, транспортные, это передвижение, миграция трудовой силы, нахождение рынка сбыта для избыточных трудовых ресурсов в своих странах. Это, наконец, получение и транзит через свою территорию энергоресурсов. И ряд других проблем, включая военные, военно-технические и оборонные проблемы».
«Кроме того, на мой взгляд, Содружество не перестанет существовать еще по одной причине - что нет альтернативы пока, - подчеркнул эксперт. - Нет альтернативы на постсоветском пространстве – никто ничего реально не предложил. То, что предлагают интеграционные различные образования без России – они безжизненны, не имеют никаких перспектив». «С моей точки зрения, проблема – в том, что Россия никак не может понять, что ей пора становиться лидером этого межправительственного объединения, межправительственной организации, что она должна приложить свои усилия для его глубокого реформирования, для реформирования Содружества, - заявил Фадеев.- В этом плане, на мой взгляд, Россия ограничивается какими-то странными шагами – она все время уходит от этого, она предоставляет лидерство другим государствам, она предоставляет право реформировать СНГ Казахстану, кому-то еще…»
«С моей точки зрения, Россия – это государство, которое может удержать в своей орбите - силой своего ресурсного потенциала, силой своего международного авторитета - удержать эту межправительственную организацию в каких-то определенных, достаточно плотных интеграционных порядках, - отметил эксперт. - Поэтому это естественно и логично – чтобы Россия имела свой проект реформирования. Будет он принят другими государствами, или не будет – это другое дело. Пока что мы видим, что с таким проектом выступает Казахстан, в какой-то мере Украина сейчас пыталась что-то заявить, а Россия молчит. И это странно, это непонятно, это неправильно. Получается, что Россию - и на мой взгляд справедливо – упрекают в том, что она использует только свои ресурсные рычаги – цены на газ, и так далее, не предлагая ничего больше. Так же нельзя строить интеграционные модели. А перспектива Содружества только в более углубляющейся интеграции».
«Я могу сказать, что единственный пример такой федерации, которая некогда была конфедерацией, теперь стала федерацией – Евросоюз, - заявил эксперт. - Это единственный в истории вообще пример успешной федерации, с моей точки зрения – значит, он идеален, значит, надо идти по этому пути. Что-то беря от него, что-то оставляя традиционным, что нам более знакомо, более приемлемо, и что не может быть воспринято как западноевропейских опыт, по крайней мере, как опыт лидирующего ядра Евросоюза. Но все остальное – а опыт наработан колоссальный Евросоюзом – можно брать на вооружение, можно двигаться в этом направлении».
«Кроме того, я обращаю внимание на еще один аспект, который у нас остается как-то за рамками нашего обсуждения – что если мы посмотрим на страны-члены Содружества, то, к большому сожалению, большинство из них – это государства с авторитарными или полу-авторитарными режимами, - отметил Фадеев. - Где сплошь и рядом идет нарушение демократических норм, они нарушаются в массовом масштабе, это территория массового нарушения прав человека. Я думаю, что здесь Россия, на этом фоне, выглядит как раз как лидер. При всех издержках нашей российской демократии мы намного опережаем другие члены Содружества, и поэтому Россия могла бы, под конкретные, прямо скажем, уступки этим государствам – в экономическом, ресурсном плане – требовать выполнения норм демократии, выполнении прав человека, а самое главное - заботиться о соотечественниках, от которых родина ушла, которые остались не по своей вине вне родины. Они – члены русского мира, бросать их Россия не имеет права, с моей точки зрения». «И в этом отношении Содружество предоставляет уникальный шанс для того, чтобы потребовать и нормального распространения русского языка в русскоязычных школах, прав соотечественников на территории бывшего СССР», - подчеркнул эксперт.