Сегодня наша страна – первая в мире по динамике роста открывающихся по франшизе предприятий. Ежегодный прирост составляет 25%, при том что в Средней Азии этот же показатель варьируется в интервале от 18 до 20%, а в Европе стремится к нулю. Чуть запоздалый франчайзинг-бум легко объясним – многие воспринимают эту бизнес-модель как самую настоящую панацею. И действительно, гораздо удобнее покупать готовый, раскрученный бизнес – ооо с оборотами.
По статистике из 100 вновь открывшихся предприятий, работающих на условиях франчайзинга, успешно работают около 90. По сравнению с франшизой не менее модный нынче start up дает обратную картину – здесь процент выживаемости достигает лишь 15%. При этом рентабельность в первом случае наступает уже через 1–3 года, а общий объем начальных инвестиций порой не превышает и $10 тыс. В числе явных преимуществ также узнаваемость бренда (как следствие, необходимость в рекламной раскрутке отпадает), доступ к проверенным методам ведения бизнеса, минимум рисков, готовая инфраструктура и развитая логистика.
Главный плюс франчайзинга – работа в команде. Поэтому начинающему франчайзи в отличие от стартапера «большой брат» всегда поможет встать на ноги. «Франчайзер не просто передает права, но и обеспечивает комплексную поддержку предприятия, – поясняет Юрий Михайличенко. – Если на месте поначалу не идут дела, как правило, из головного офиса высылается «спасительный десант», задача которого – за 2–3 месяца обеспечить рентабельность нового бизнеса». Также в случае необходимости новые члены команды проходят обучение, имея возможность перенимать уже готовые бизнес-решения. Кроме того, новобранцы получают доступ к общей компьютерной инфраструктуре (сайт компании) и прочим общим системам, тем самым минуя массу расходов, актуальных для тех, кто стартует с нуля.
Ну а чтобы не питать лишних иллюзий по поводу поддержки свыше, лучше заблаговременно узнать из первых уст, каковы условия обучения, проводятся ли семинары, предоставляются ли пособия, на каких условиях обеспечивается рекламная поддержка, какова процедура открытия предприятия. Нелишне будет выяснить, на каких условиях франчайзинговый договор может продолжать свое действие или может быть прерван, а также сколько франчайзи прервали договоры за последние несколько лет.
Конечно, не стоит забывать и о национальной специфике ведения бизнеса, которая прекрасно проецируется на франчайзинг. Несмотря на то что в целом законодательная база, регламентирующая этот вид предпринимательства, неплохая, все же есть ряд чисто российских нюансов, тормозящих развитие. Прежде всего это отсутствие доступных кредитов и прочих финансовых инструментов, а также сложности с инфраструктурой и помещениями. Серьезной помехой остается непростая процедура получения разрешений на строительство, бюрократическая волокита с согласованиями и экспертизами, сложности с техническим присоединением к инженерным сетям, столь актуальные для регионов.
Оригинал материала опубликован на сайте Известия.