2-3 апреля состоялось традиционное Всероссийское совещание органов регулирования, на котором были подведены итоги государственного регулирования за 2014 год и определены основные направления работы на 2015-2016 годы.
В совещании приняли участие более 600 человек, среди которых руководители регулирующих органов субъектов Федерации, представители отраслевого сообщества, бизнес-организаций, СМИ. Также с докладами выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович, заместитель Министра энергетики Российской Федерации В.М.Кравченко, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Чибис А.В. Кроме того, в рамках совещания состоялся круглый стол по проблемам организации государственного тарифного регулирования в сфере пригородных пассажирских перевозок.
Подводя итоги работы в 2014 году, руководитель ФСТ России Новиков Сергей Геннадьевич отметил, что за предыдущий год службой проведена большая работа в области регулирования деятельности естественных монополий в различных сферах.
Так, в части государственного регулирования в сфере электроэнергетики предложены изменения нормативной-правовой базы, направленные на уточнение процедур установления и пересмотра уровней тарифов и цен, а также платы за технологическое присоединение. Кроме того, ФСТ России был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Постановления, предусматривающий более полное раскрытие сетевыми организациями информации о прогнозных сведениях и расходах на технологическое присоединение.
Совершенствуя законодательство в сфере регулирования цен и тарифов на газ, служба разработала ряд нормативно-правовых актов, уточняющих регулирование оптовых цен на газ, его транспортировку и присоединение к газораспределительным сетям. Значимым событием также стало создание в Федеральной службе по тарифам Экспертного совета по вопросам государственного регулирования в газовой отрасли.
Как сказал глава службы, ФСТ ставит перед собой задачу формирования комплексной долгосрочной модели государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта. Ряд направлений решения этой задачи уже можно считать успешными – это, в первую очередь, установление «тарифного коридора» для ОАО «РЖД» в части грузовых перевозок, а также принятие Методики долгосрочного тарифного регулирования, по которой тарифы установлены на 2014-2018 гг.
Говоря о пассажирских перевозках, Новиков С.Г. подчеркнул, что ведомство будет исполнять все возложенные на него функции по формированию методологической базы по определению размеров платы за услуги ОАО «РЖД» по аренде, управлению и эксплуатации, ремонту подвижного состава и экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные пассажирские перевозки, а также мониторингу и контролю исполнения тарифными органами субъектов Российской Федерации своих функций, в том числе по подтверждению экономически обоснованного уровня тарифов и по установлению тарифа для населения.
Модель долгосрочного регулирования должна заработать и в области тарифного регулирования в аэропортах и портах. Вместе с тем, как рассказал в ходе доклада руководитель службы, уже реализован ряд действий, направленных на либерализацию деятельности аэропортов и портов.
Кроме того, в течение 2014 года ФСТ провела большую работу в части совершенствования правил проведения технического осмотра транспортных средств, а в 2015 году завершится разработка Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение транспортных средств. Предложения службы, закрепленные в проектах нормативно-правовых актов, уже находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.
Рассказывая о регулировании в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, руководитель отметил, что определенные позитивные изменения уже можно наблюдать: так, по сравнению с 2013 годом, существенно возросло количество организаций, использующих в работе модель долгосрочного тарифного регулирования. При этом, подчеркнул он, ФСТ будет проводить масштабную работу в течение 2015 года в целях соблюдения срока по переходу на долгосрочное тарифное регулирование.
Одной из важнейших задач глава ФСТ назвал ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги. С 1 января 2016 года больше не будут устанавливаться предельные ограничения роста тарифов на отдельные коммунальные услуги. В действие вводится другой механизм – предельное ограничение совокупного платежа граждан. Как отметил Сергей Новиков, 2014 год был первым, когда такие ограничения заработали.
При этом фактический рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем в стране в 2015 году будет меньше запланированного: результаты мониторинга показали, что с 1 июля среднее изменение составит 8,3% вместо 8,7%. Вместе с тем, руководитель ФСТ подчеркнул, что пересмотра тарифов естественных монополий с 1 июля 2015 года не ожидается. «Каких-либо решений об изменениях в индексации тарифов с 1 июля 2015 года нет. – уточнил он. - Системного пересмотра с 1 июля мы не планируем». Также С.Новиков сообщил, что решений по опережающему росту тарифов в 2016 году не принималось: «Окончательное решение принимается в рамках прогноза социально-экономического развития в сентябре», - сказал он.
Ключевой задачей на 2015 год глава службы назвал создание единой «электронной регуляторной среды». Работа в данном направлении активно ведется: 30 января 2015 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона, который предусматривает, что на едином государственном портале раскрытия информации по утвержденным формам для различных категорий потребителей в различных форматах, в том числе в формате открытых данных, органами регулирования будет размещаться информация об утвержденных ценах и тарифах на регулируемые виды деятельности, а также субъектами естественных монополий будет размещаться информация об их деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации.
Как отметил С.Новиков, Федеральная служба по тарифам ставит перед собой следующие задачи на среднесрочную перспективу:
Повышение уровня защиты потребителей и повышение надежности и качества оказываемых услуг
Ограничение роста тарифов регулируемых организаций уровнем инфляции предыдущего года
Развитие энергетики
Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования рынка пригородных пассажирских перевозок
Совершенствование законодательства в области ценообразования лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП
Развитие международного сотрудничества.
Эффективное решение этих задач позволит реализовать ключевую цель госрегулирования тарифов – обеспечить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг.
По материалам Пресс-центра Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.