Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Владимир Катренко выступил с содокладом к докладу Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на «правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации.
Владимир Катренко рассказал о реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в 2014 г. Отметим, согласно Указу №606, Правительству России к 2018 г. необходимо обеспечить повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,75 и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет. По словам аудитора, суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2014 г. вышел на значение 1,76, таким образом, превысив плановый показатель Указа №606, определенный на 2018 г. «В последующие годы темпы роста суммарного коэффициента рождаемости могут существенно замедлиться, что связано с сокращением числа женщин, находящихся в репродуктивном возрасте. Для сохранения сложившихся трендов рождаемости необходимы меры, предполагающие упреждающее реагирование на ухудшение демографической ситуации», - сказал Владимир Катренко.
По мнению аудитора, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации целесообразно дополнительно проработать направления развития адресной системы социальных выплат и льгот семьям с детьми с учетом их реальных доходов и возможностей самообеспечения. «Необходимо более четко разделить меры социальной поддержки, направленные на борьбу с бедностью, и меры стимулирующего характера, призванные поддержать на достойном уровне доходы семей, в первую очередь многодетных», - отметил аудитор.
Из слов Владимира Катренко следует, что все положения Указа №606, связанные с введением в России ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей, выполнены и доказали свою эффективность. Отметим, средний размер такой выплаты по России в 2014 г. составил около 7,7 тыс. руб. «Доля таких детей в общей численности рожденных в регионах, где установлена выплата, растет более быстрыми темпами, чем в среднем по России», - сказал аудитор. Вместе с этим, Владимир Катренко обратил внимание, что в госпрограмме Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (ответственный исполнитель – Минтруд России) отсутствуют показатели, которые характеризуют результативность предоставления гражданам ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей.
Аудитор сказал, что регионы России принимают недостаточно эффективные меры по реализации положения Указа №606 о трудоустройстве женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Из слов аудитора следует, что по итогам 2014 г. в большинстве регионов России доля трудоустроенных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не превысила 40% от общего числа обратившихся женщин в службы по труду и занятости населения. Кроме этого, как отметил аудитор, эти меры не включены в госпрограмму Российской Федерации «Содействие занятости населения» (ответственный исполнитель – Минтруд России). «Соответствующие целевые показатели следует включить в эту госпрограмму. По нашему мнению, они должны носить не столько количественный, сколько качественный характер. Показатели должны позволить оценить эффективность принимаемых мер с точки зрения стабильности и продолжительности занятости переобучившихся и трудоустроенных женщин», - сказал Владимир Катренко.
Владимир Катренко также рассказал о реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2014 г. Отметим, Указ №597 содержит 39 поручений Правительству России, связанных среди прочего с повышением заработной платы, реформированием трудовых отношений, содействием трудоустройству инвалидов, мерами в сфере культуры. Из слов аудитора следует, что в сложившейся экономической обстановке есть риск недостижения целевого значения Указа №597 по увеличению реальной зарплаты в 1,4-1,5 к 2018 г. Владимир Катренко отметил, что по итогам 2014 г. данный показатель достиг уровня 1,15. «Однако темпы роста реальной заработной платы с 2012 г. постоянно снижаются. Если в 2012 г. прирост составил 8,4%, то в 2013 г. - 4,8%, в 2014 г. – только 1,3%. А в октябре-декабре прошлого года заработная плата в реальном выражении снижалась на 0,4-0,9% в месяц. В январе 2015 г. реальная заработная плата по сравнению с январем 2014 г. составила всего 92%, а по сравнению с декабрем 2014 г. – только 71,3%», - привел данные аудитор. По его мнению, снижение темпов роста реальной зарплаты также связано и с отсутствием конкретных мероприятий, направленных на реализацию данного положения Указа №597. «Повышение зарплаты в бюджетном секторе экономики и повышение минимального размера оплаты труда, конечно, очень важны. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию с реальной заработной платой в экономике. Не обойтись здесь и дополнительными мерами социальной поддержки бедных. Видимо, Минтруду России следует более активно заниматься вопросами нормативного регулирования и методического обеспечения вопросов оплаты труда, вывода заработной платы из тени», - добавил Владимир Катренко.
Вместе с этим, аудитор сказал, что в 2014 г. не были достигнуты плановые значения по повышению средней зарплаты некоторых категорий работников бюджетной сферы, необходимые для реализации Указа №597. «В результате средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не достигла средней заработной платы в соответствующем регионе. Основной проблемой здесь является опережающее увеличение расходов региональных бюджетов на выполнение решений, принятых на федеральном уровне, по сравнению с ростом их доходов. Предоставляемая из федерального бюджета финансовая помощь является недостаточной и предназначена для осуществления текущих расходов», - рассказал Владимир Катренко.
Аудитор обратил особое внимание на процессы оптимизации сети социальных учреждений в регионах России, необходимые для реализации положения Указа №597 по повышению зарплаты соцработников*. По его словам, на 2014-2016 гг. запланировано сокращение среднесписочной численности соцработников на 4,6%, иных работников социальных учреждений – на 4,1%. «Снижается и доля социальных работников в общей численности работников организаций социального обслуживания. В 2013 г. она составляла 30,7%, в 2014 г.– 29,9%, а к 2018 г. в соответствии с нормативами «дорожной карты» должна снизиться до 28,9%. Полагаем, что не совсем правильно сокращать именно тех работников, которые заняты непосредственным предоставлением услуг населению», - отметил Владимир Катренко.
Владимир Катренко отметил, что сокращение численности соцработников в регионах России предполагается обеспечивать за счет увеличения нагрузки на одного соцработника. По словам аудитора, в период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на каждого соцработника возрастет на 33,5%. «При этом нормативы обслуживания устанавливаются регионами в отсутствии единообразных методических подходов к их определению. Показатели по субъектам, даже в пределах одного федерального округа, существенно различаются. Это сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых социальных услуг, избыточной интенсивностью их труда», - сказал аудитор.
Кроме этого, аудитор затронул отдельные проблемы в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (координацию осуществляет Минтруд России). Среди прочего Владимир Катренко сказал, что при высокой потребности инвалидов в обеспечении техническими средствами реабилитации наблюдается снижение процента обеспечения поступивших от них заявок. По мнению аудитора, это обусловлено недостаточным финансированием из федерального бюджета. «Особую остроту эта проблема приобретает в нынешних социально-экономических условиях, когда средства технической реабилитации будут дорожать. До настоящего времени пункт 55 антикризисного плана Правительства, призванный не просто увеличить расходы на технические средства реабилитации, а обеспечить компенсацию российским производителям потерь от колебаний валютного курса, нормативно надлежащим образом не обеспечен», - отметил аудитор.
*Указом Президента России от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» среди прочего была поставлена задача по повышению к 2018 г. размера средней зарплаты соцработников на уровне 100% к средней зарплате в экономике в соответствующем регионе. Для ее решения Минтрудом России был разработан и утвержден план («дорожная карта») по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения на 2013-2018 гг. Регионами России были разработаны и утверждены аналогичные «дорожные карты». Минтрудом России со всеми регионами России (за исключением Республики Крым и г. Севастополя) были заключены Соглашения об обеспечении достижения в 2014-2018 гг. целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональными «дорожными картами».
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.