Фото ИТАР-ТАСС/Балаев Роман
Мониторинг реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.1, который осуществляется Счетной палатой ежеквартально в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Государственной Думы, показывает, что Правительством Российской Федерации проведена большая работа по разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов, издание которых предусмотрено Планом.
По состоянию на 24 апреля 2015 г. выполнены либо находятся в высокой степени готовности более 80% пунктов Плана: выполнено 23 пункта (38,3%), частично выполнено 27 пунктов (45%), не выполнено 8 пунктов (13,4%). Срок выполнения двух пунктов (3,3%) до настоящего времени не наступил.
В мониторинге за первый квартал пункты Плана отмечаются как выполненные в случае, если приняты законодательные и (или) нормативные правовые акты, в том числе по обеспечению мероприятий финансовыми ресурсами. Начиная со второго квартала, будет осуществляться мониторинг и контроль непосредственно за исполнением «антикризисных» мероприятий - доведение финансовых средств до конечных исполнителей и получателей, их дальнейшее использование.
Действующей редакцией Федерального закона о федеральном бюджете2 на реализацию антикризисных мер Правительства России заложено 602,5 млрд. руб.3 Сумма средств «антикризисного» фонда составляет 206,7 млрд. руб. На 24 апреля 2015 г. Правительством России приняты решения о перераспределении средств «антикризисного» фонда в объеме 190,5 млрд. руб., в т.ч. на реализацию мероприятий Плана - 141,9 млрд. руб.
В целях сокращения доли «коммерческих» заимствований в структуре регионального долга общий объем ассигнований, утвержденных Законом о бюджете на указанные цели, увеличен на 160 млрд. руб. и составил 310 млрд. руб. (пункт 1 Плана).
Для обеспечения доступности кредитов для предприятий реального сектора на 230 млрд. руб. увеличены объемы госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, в том числе на осуществление инвестиционных проектов, а также упрощен порядок и сокращен срок рассмотрения заявок на предоставление государственных гарантий Российской Федерации (пункты 6 и 7 Плана).
Правительством России выделено 11 млрд. руб. (путем предоставления субсидий) на поддержку кредитования жилищного строительства на возмещение недополученных доходов кредитных организаций и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» при выдаче физическим лицам кредитов по ставке 12% годовых (пункт 39 Плана). Еще 9 млрд. руб. предусмотрены на указанные цели в рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. Изменения обусловлены снижением ключевой ставки Банка России с 16 марта 2015 г. на 1 п.п. (с 15% до 14%4).
В рамках выполнения «антикризисного» Плана на поддержку производителей автомобильной и специальной техники выделено 3 млрд. руб. (пункт 42 Плана), на компенсацию российским организациям автомобильной промышленности части затрат в связи с производством колесных транспортных средств - 10 млрд. руб. (пункт 43 Плана). Еще 11,3 млрд. руб. выделено на закупку транспортных средств для государственных и муниципальных нужд в целях поддержки объемов производства и продаж у системообразующих российских автопроизводителей (пункт 46 Плана).
Приняты решения, которые направлены на расширение мер по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, разработаны отраслевые программы импортозамещения в сфере промышленности и сельского хозяйства (пункты 17, 20 и 41 Плана).
В рамках реализации мероприятий Плана, направленных на обеспечение социальной стабильности, Правительством России принят ряд нормативных правовых актов и предусмотрены дополнительные средства в объеме 188 млрд. руб. на проведение индексации страховых пенсий с учетом роста потребительских цен в 2014 г. (пункт 56 Плана).
В целях стабилизации цен на регулируемом рынке лекарственных препаратов приняты федеральные законы, предусматривающие возможность установления предельных отпускных цен на отдельные виды медицинских изделий (пункт 57 Плана).
Предусмотрена дополнительная финансовая поддержка семей с двумя и более детьми - получение единовременной выплаты за счет материнского капитала в размере 20 тыс. руб. (пункт 54 Плана).
Значительная часть мероприятий Плана в настоящее время находится в стадии выполнения (выполнены частично).
Так, по оценке Счетной палаты, недостаточными темпами реализуется программа докапитализации системно значимых кредитных организаций (пункт 2 Плана).
Минфином России в соответствии с распоряжением Правительства России переданы ГК «АСВ» облигации федерального займа номинальной стоимостью 1 трлн. руб. с переменным купоном доходности. Перечень из 27 банков, соответствующих установленным требованиям, для осуществления мер по повышению их капитализации, утвержден 2 февраля 2015 г.
По оперативной информации по состоянию на 15 апреля 2015 г. ГК «АСВ» получены согласия на заключение договоров о приобретении субординированных обязательств по квоте 12 банкам на общую сумму 155,4 млрд. руб.
Правительством России реализуется комплекс мер по обеспечению исполнения государственных закупок, снижение финансовой нагрузки на участников закупок (пункт 9 Плана). Предлагается законодательная новация, которая позволит обеспечить координацию закупок иностранного оборудования заказчиками, улучшить условия для участия отечественных производителей в закупках крупных заказчиков, а также создать преференциальные условия для отечественных поставщиков вне рамок процедур определения поставщиков с учетом правил ВТО (пункт 16 Плана).
Изменения налогового законодательства направлены на содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек (пункты 26, 27, 30 и 32 Плана). Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу 28 марта текущего года и будет рассмотрен депутатами в весеннюю сессию.
Пунктом 37 Плана предполагается направить до 50 млрд. руб. на поддержку сельского хозяйства, из которых в настоящее время выделено 32,6 млрд. руб., или 65,2%, в том числе:
- 20 млрд. руб. - на финансовое обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.;
- 10 млрд. руб. - на осуществление взноса в уставный капитал ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» в целях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса;
- 2,6 млрд. руб. - на предоставлении межбюджетных трансфертов региональным бюджетам для компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вместе с тем, как показывают результаты мониторинга, 8 мероприятий Плана до настоящего времени не выполнены.
В целях увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» будут предоставлены финансовые ресурсы в объеме до 300 млрд. руб. за счет средств Фонда национального благосостояния (пункт 4 Плана). По состоянию на 20 апреля 2015 г. указанные средства в ГК «Внешэкономбанк» не поступали.
За истекший период 2015 года ответственными исполнителями не разработаны проекты нормативных правовых актов о предоставлении целевого возвратного фондирования для финансирования поставки гражданских воздушных судов российского производства российским авиакомпаниям и рефинансирования текущих обязательств предприятий гражданской авиационной промышленности по кредитным договорам (пункт 47 Плана).
В установленный пунктом 34 Плана срок (6 марта 2015 г.) в Правительство России не внесены проекты актов, направленные на приоритезацию мероприятий государственных программ. Аналогичная ситуация наблюдается и в части выполнения пункта 35 Плана, предполагающего пересмотр приоритетов мероприятий федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы в целях обеспечения ввода объектов в 2015 г.
Справочная информация:
1. - Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, в 2015 г. планируется реализовать 60 мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
По 33 мероприятиям Плана (55 %), предусматривающим принятие законодательных и (или) нормативных правовых актов в установленной сфере, финансовое обеспечение не предполагается.
Планом установлены следующие сроки выполнения мероприятий:
по 58 мероприятиям – в течение I квартала 2015 г. (из них по 49 мероприятиям – до 5 марта 2015 г.);
по 1 мероприятию – в течение II квартала 2015 г.;
по 1 мероприятию – в течение III квартала 2015 г.;
по 2 мероприятиям (пункты 3, 4 Плана) – в сроки, установленные отдельными решениями Правительства Российской Федерации;
по 1 мероприятию (пункт 52 Плана) предусмотрено принятие решений Правительства Российской Федерации в течение 2015 г.
2. - Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы».
3. - Главным распорядителям бюджетных средств предусмотрено Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ на реализацию следующих пунктов Плана:
пункт 1 – на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации 160,0 млрд. руб.;
пункты 6 и 7 – на предоставление государственных гарантий 230 млрд. руб.;
пункт 37 - на государственную поддержку сельского хозяйства 20 млрд. руб.;
пункт 40 – на стимулирование жилищного строительства 4,5 млрд. руб.;
пункт 56 – на проведение индексации страховых пенсий 188 млрд. руб.
4. - Ключевая ставка Банка России указана по состоянию на 24 апреля 2015 г.
Ключевые факты
Выполнено 23 пункта (38,3%) Антикризисного плана, частично выполнено 27 пунктов (45%), не выполнено 8 пунктов (13,4%). Срок выполнения двух пунктов (3,3%) до настоящего времени не наступил.
Действующей редакцией Федерального закона о бюджете на реализацию антикризисных мер Правительства РФ заложено 602,5 млрд. руб. Сумма средств «антикризисного» фонда составляет 206,7 млрд. руб.
Правительством России приняты решения о перераспределении средств «антикризисного» фонда в объеме 190,5 млрд. руб., в т.ч. на реализацию мероприятий Плана - 141,9 млрд. руб.
В целях сокращения доли «коммерческих» заимствований в структуре регионального долга общий объем ассигнований увеличен на 160 млрд. руб. и составил 310 млрд. руб.
Для обеспечения доступности кредитов для предприятий реального сектора на 230 млрд. руб. увеличены объемы госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.