Российская академия наук просит Министерство образования и науки создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для общей школы, - об этом пишет РБК.
Это нужно, чтобы избежать конфликта интересов и коррупционных рисков при подготовке ФГОС, следует из письма вице-президента РАН Юрия Балеги министру образования и науки Ольге Васильевой от 28 марта. Копия документа есть у РБК, его подлинность РБК подтвердил академик Балега.
«В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает Балега. Он подчеркивает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.
РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе, пояснил РБК Балега причины написания письма.
Помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС Балега предлагает Минобрнауки вывешивать на сайте ведомства результаты экспертиз для формирования нового федерального перечня учебников.
Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. Сейчас в федеральном российском перечне 1377 учебников, включая 82 по русскому языку, 81 — по литературе и столько же по английскому.
Балега предлагает установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют при подготовке учебников и ФГОС, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры экспертов в случае возникновения разногласий. Работу по отбору лучших учебников он предлагает сделать постоянной. Это должно повысить качество образовательного процесса, поскольку учебники необходимо систематически обновлять с учетом научных открытий, пояснил РБК Балега. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — делает вывод академик в письме.