Европейская "тройка" (глава МИД председательствующей в ЕС Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и еврокомиссар по иностранным делам Бенита Ферреро-Вальднер) отправляется в понедельник в "славянское турне". Об этом сообщает РИА «Новости».
Как сообщили агентству в германском внешнеполитическом ведомстве, визит начнется с Москвы, затем Штайнмайер и его европейские коллеги посетят во вторник Киев (Украина). В среду, по словам собеседника агентства, они направятся в Белград, где проведут переговоры с сербским руководством, а также, возможно, и с президентом Украины Виктором Ющенко, который будет находиться там с визитом.
По словам собеседника агентства, в Киеве фактически стартуют переговоры о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве ЕС-Украина, мандат на проведение которых был дан на заседании Совета ЕС по общим вопросам 22 января в Брюсселе.
"Это дает "тройке" хорошую основу для более интенсивного процесса обсуждения нового, возможно, расширенного договора, который прийдет на смену нынешнему, истекающему в 2008 году. Украина принадлежит к тем странам, развитие добрососедских отношений с которыми вошло в число приоритетных направлений деятельности Германии в период ее председательства в Евросоюзе", - пояснил собеседник агентства.
Глава МИД РФ Сергей Лавров и "тройка" ЕС обсудят в Москве развитие отношений между Россией и Евросоюзом, а также ряд международных проблем.
"Ожидается, что встреча будет посвящена отношениям России и ЕС, в том числе в сфере энергетики, международным вопросам, таким как ситуация на Ближнем Востоке, Иране, Косово, а также вопросам, связанным с общими соседями России и ЕС, такими как Южный Кавказ, Молдова и Белоруссия", - говорится в сообщении представительства Еврокомиссии в Москве.
Со стороны Европейского союза во встрече примут участие верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и еврокомиссар по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферерро-Вальднер, глава МИД председательствующей сейчас в ЕС Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и глава МИД Португалии, к которой перейдет председательство во втором полугодии 2007 года, Луис Амадо.
Как заявила в преддверии встречи Ферреро-Вальднер, в 2007 году Россия и Евросоюз будут решать спорные вопросы и разрабатывать общую повестку дня. "Мы надеемся вскоре начать переговоры по новому соглашению, регулирующему отношения ЕС и России", - отметила член Еврокомиссии. Она подчеркнула, что комиссия провела большую работу с Польшей и Россией, чтобы решить вопрос относительно запрета России на экспорт продукции животного и растительного происхождения из Польши и государства-члены ЕС дали свое согласие относительно мандата на проведение переговоров.
Еврокомиссар отметила, что вопросы энергетики по-прежнему остаются на повестке дня отношений РФ и ЕС.
Она отметила, что Россия и Евросоюз тесно сотрудничают по таким ключевым вопросам, как Ближний Восток, Иран и Косово.
Как сообщает «Российская газета» глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что "Формат "тройки" позволяет наметить программу сотрудничества ЕС и России на 2007 год с учетом приоритетов обеих сторон". Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что во время германского председательства в ЕС намерен "делать все для улучшения и углубления отношений с Россией". "У нас на этот счет большие ожидания, - сказал он. - Мы должны и хотим обсуждать все актуальные темы и выступаем за наращивание сотрудничества и кооперации".
Край Косово в случае получения независимости не должен служить примером для непризнанных республик на постсоветском пространстве. Об этом в интервью «Российской газете» заявила комиссар ЕС по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. Отвечая на вопрос о том, не боится ли она, что вслед за Косово непризнанные республики на постсоветском пространстве потребуют независимости, Ферреро-Вальднер отметила: "Мы всегда считали, что каждый случай индивидуален. Все ситуации, которые вы назвали, имеют разный исторический, политический и экономический контексты".
Бенита Ферреро-Вальднер добавила, что по вопросу Косово существует резолюция Совета Безопасности ООН, и, следовательно, под эгидой этой организации идет согласованный процесс с контактной группой, в которую входит Россия. Комиссар напомнила, что спецпредставитель генсека ООН Мартти Ахтисаари представил свои предложения по будущему процессу, касающемуся определения статуса Косово, членам Контактной группы и партнерам в Сербии и Косово. Эти предложения Совбез ООН будет обсуждать в марте.
При этом Бенита Ферреро-Вальднер сделала несколько других важных заявлений об отношениях России и Европы. По ее словам, разногласия по энергетической хартии, равно как и отсутствие нового основополагающего договора к холодной войне между Россией и Евросоюзом не приведут. Нельзя забывать о том, насколько наши интересы взаимосвязаны в настоящее время: и в торговых отношениях, и в энергетическом партнерстве, подчеркнула комиссар.
Верховный представитель Европейского союза по внешней и оборонной политике Хавьер Солана в преддверии заседания Россия - "тройка" ЕС дал интервью агентству Интерфакс.
«Россия - самый большой и наиболее важный сосед Европейского союза. ЕС и Россия становятся настоящими стратегическими партнерами, и поэтому я могу выразить только свое несогласие с утверждением, что наши отношения ухудшаются в последние годы. Напротив, мы установили зрелые отношения равных партнеров, что доказывает принятие четырех дорожных карт по созданию общих пространств в мае 2005 года.
Конечно, есть некоторые проблемы, как в отношениях с любым другим международным партнером. Но мы можем решать проблемы с Москвой открыто и конструктивно. Что касается внешней политики, то я рассматриваю Россию как ключевого партнера, с которым мы очень тесно работаем по важным актуальным вопросам, таким, как мирный процесс на Ближнем Востоке, иранская ядерная программа, ситуация на Западных Балканах и в Северной Корее, включая взаимодействие в международных организациях.
Мы знаем, что Россия неоднократно заявляла, что не намерена ратифицировать Договор к Энергетической хартии или подписывать Транзитный протокол. Однако мы приветствуем тот факт, что Россия приняла принципы Энергохартии, как было заявлено президентом Владимиром Путиным на неформальной встрече глав государств и правительств ЕС в Лахти 20 октября прошлого года. Это будет играть ключевую роль в новом соглашении, по которому мы скоро начнем вести переговоры с Россией. Наша цель - это взаимовыгодное энергетическое партнерство, которое должно быть транспарентным, недискриминационным и уважать принципы Договора к Энергохартии.
Энергетика - важный компонент партнерства между ЕС и РФ. Мы взаимозависимы в этом секторе, и так будет продолжаться. Россия есть и будет для нас первостепенным внешним энергетическим поставщиком, который в настоящее время покрывает 25% потребляемого газа и нефти в Евросоюзе. Что касается ЕС, он останется важным клиентом России и иностранным инвестором.
Мы сожалеем, что конфликты между Россией и ее соседями стоили издержек странам-членам ЕС, но уверены, что Россия будет делать все возможное во избежание повторения подобного сценария в будущем. Евросоюз и Россия имеют большую взаимную заинтересованность в совместном поиске путей по выстраиванию наших отношений в области энергетики на более крепкой основе.
Значительный прогресс уже был достигнут в поиске проблемы польского мяса за последние недели. Это европейская проблема, а не двусторонняя между Польшей и Россией. Вопросы ветеринарных и фитосанитарных проверок решаются на европейском уровне, и это нормально, что Европейская комиссия активно вовлечена в переговоры с российской стороной.
Я уверен, что вопрос будет решен в ближайшие недели, и что мы сможем запустить переговоры по новому договору ЕС-РФ до лета».
Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов В интервью «Независимой газете» проанализировал отношения России с Европейским союзом и комментирует вопросы энергобезопасности.
«Отношения между Россией и Евросоюзом в последние годы характеризуются прежде всего растущей заинтересованностью друг в друге. Объективная взаимодополняемость и, если хотите, взаимозависимость экономических потенциалов (ЕС – крупнейший торгово-экономический партнер России, да и наша страна среди партнеров Европы занимает третье место, уступая лишь США и Китаю), заложенный в последнее десятилетие политический и правовой фундамент сотрудничества, совместно сформулированные стратегические цели взаимодействия – все это позволяет системно выстраивать устойчивое здание российского еэсовского партнерства. Активно развиваются политический диалог, научные и культурные связи, контакты в сфере юстиции и внутренних дел, отраслевые и секторальные диалоги.
Есть, конечно, и проблемы. Часть из них вполне объективна: ведь на глобальном рынке мы зачастую не только партнеры, но и конкуренты. Другие имеют иное происхождение. Например, некоторые из проблем связаны с недавним расширением Евросоюза. Некоторые из вступивших в мае 2004 года десяти новых членов пытаются выступать в роли своего рода «экспертов по России». Дескать, они одни только и знают, как Евросоюз должен строить свои отношения с Российской Федерацией. На деле же, как мы видим, отдельные политические элиты элементарно пытаются использовать ЕС для продавливания собственных сиюминутных интересов. В результате в ткань наших отношений с Евросоюзом привносятся нервозность и исторические комплексы. Пользы от этого нет никому.
К счастью, в большинстве случаев здравый смысл берет у наших партнеров в ЕС верх. Последний пример – ситуация вокруг транзита нефти через Белоруссию. Несмотря на озабоченность, которая возникла у стран Евросоюза в связи с неожиданным сбоем в поставках нашей нефти, раздувать эту тему в Брюсселе не стали. Конечно, сыграло позитивную роль то, что разногласия с Минском были урегулированы быстро и потребители в странах ЕС фактически не пострадали. Хотя, конечно, имиджу России эта история очков не добавила. Поэтому для поддержания традиционно высокого уровня доверия к России как к надежному поставщику с нашей стороны на различных уровнях партнерам были даны необходимые разъяснения о причинах и обстоятельствах происшедшего.
В целом же эта ситуация подтвердила необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия с ЕС в энергосфере на основе четких и справедливых принципов уважения интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Мы к этому готовы».