В четверг в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении и восстановления единства в Поместной Русской Православной Церкви, сообщает Страна.Ru. В Храме Христа Спасителя исторический документ был подписан предстоятелями обеих частей Русской Православной Церкви - Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Церемонию подписания наблюдал президент России Владимир Путин, оставшийся в Храме на всю службу.
"Это событие поистине всенародное исторического масштаба и огромного нравственного значения", - цитирует президента «Интерфакс».
Путин напомнил, что "церковное разделение возникло в результате глубочайшего политического раскола самого российского общества - вследствие ожесточенного противоборства сторон прежде всего в гражданской среде".
"Сейчас, спустя долгие десятилетия разобщенности, можно с уверенностью сказать: в этом церковно-политическом конфликте не было победителей", - подчеркнул глава государства.
По его слова, результатом этого конфликта стали серьезные потери и для церкви, и для верующих, "вынужденных долгое время жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия".
Как заявил Путин, "сегодняшнее возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", духовной основой которого всегда была православная вера".
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-х годах прошлого века, когда часть духовенства, в том числе иерархов, вместе с другими эмигрантами покинула Россию, напоминает РИА Новости. Сегодня Русская зарубежная церковь насчитывает 13 архиереев, около 320 приходов и более 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии и ряде других стран Западной Европы.
Подписанный сегодня Акт о каноническом общении, приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением, были разработаны встречными комиссиями Московского патриархата и Русской зарубежной церкви, созданными в конце 2003 года.
Согласно документе, РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".
Вместе с тем, "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ становятся "Поместный и Архиерейский Собор РПЦ". Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.
Как сказано в разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЦЗ утрачивает свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти".
Между тем, не все прихожане Зарубежной церкви довольны этим объединением, отмечает радио «Свобода». Они не уверены, что церковь в России свободна от давления властей. Супруга настоятеля нью-йоркского Свято-Троицкого собора Ирина Дутикоф, к примеру, считает, что Советский Союз пал, но в верхушке Московской патриархии, остались старые кадры:
«И с ними дело иметь – это опять дело иметь с Советским Союзом. А наша церковь 80 лет была чистая, без каких-то таких грязных вещей, что у них происходит. В прошлом году был Всезарубежный собор в Сан-Франциско. И все решили единогласно, что, да, мы должны в будущем соединиться, но сейчас не время. Одна треть зарубежной церкви этого не поддерживает».
В Нью-Йорке роскошный пятиглавый храм Московской патриархии, возведенный в начале XX века в стиле русского барокко, и особняк синода Зарубежной церкви, подаренный ей прихожанами и превращенный в скромную церковь разделяют четыре улицы. Теперь православные прихожане смогут причащаться в обоих храмах.
Своим мнение, почему зарубежная православная церковь, до последнего времени непримиримо называвшая своих соседей «советскими», решила пойти на этот шаг, с радио «Свобода» поделился священник американской православной церкви Джозеф Ликвар:
«Я думаю, они, в конце концов, осознали, что пришло время вернуться в лоно церкви-матери, от которой они были оторваны долгие десятилетия. Дело в том, что Русская православная церковь за рубежом оказалась в силу исторических причин в уникальном положении. Она держится особняком в сообществе даже православных церквей. Все это началось с того, что они видели себя преемником Русской православной церкви, разрушенной советской властью, они справедливо считали, что церковные структуры в России находятся под контролем коммунистов. Они видели себя в роли хранителей истинного православия. Со временем это ощущение исключительности заставило их критически переосмыслить отношение к другим православным церквям, которых они уличили в неверности некоторым догматам. Возвращение Зарубежной церкви в лоно Русской православной церкви, я надеюсь, поможет положить конец ненормальной разобщенности православных церквей и в Соединенных Штатах, и в мире».
Своими чувствами относительно сегодняшнего события с радио «Свобода» поделился также потомок русских иммигрантов, бежавших от революции, вашингтонец Владимир Толстой:
«Я считаю, что это очень важно. Это важно для православия вообще, и особенно для зарубежной церкви, у которой есть хорошие силы. Если они не будут признаны патриархом, тогда они будут продолжать быть сектой. Я тоже думаю, что это объединение зарубежной церкви с патриаршей церковью очень важно для русских людей. Потому что русские люди всегда чувствуют себя исключенными и из политических объединений, и из религиозных объединений. А это им дает какое-то чувство достоинства, что к ним идут, их поддерживают».