1 июня у себя дома в Париже на 72-м году жизни скончался модельер Ив Сен-Лоран. По словам его партнера Пьера Берже, он умер после продолжительной болезни, пишет «Коммерсантъ».
Ив Сен-Лоран родился 1 августа 1936 в алжирском городе Оран в семье французских аристократов. После окончания школы он вместе с матерью переехал в Париж и поступил в Chambre Syndicale de la Haute Couture school.
В 19 лет на конкурсе молодых дизайнеров завоевал первую премию одновременно с молодым Лагерфельдом за дизайн вечернего платья. В 1955 году Ив Сен Лоран, когда он ассистировал Диору, создал свой первый вечерний туалет. Скончавшийся в 1957 году Кристиан Диор оставил во главе своего дома мод юного Ива Сен-Лорана, которому был всего 21 год. Молодой дизайнер получил в наследство империю Диора, а потом создал и утвердил свой собственный стиль "чувственной элегантности".
Франция, боготворившая Диора, замерла в ожидании: модным критикам казалось, что «этот странный молодой человек» не справится с огромной ответственностью и не сможет соответствовать репутации, отмечает «Газета.Ru». Однако, в режиме жесточайшего цейтнота и постоянного давления, Сен-Лоран смог показать яркую коллекцию, достойную великого имени. Классические приталенные жакеты, любимый Диором стиль lady-like, скромные юбки-трапеции по колено – и уже наутро после показа газеты взорвались заголовками «Сен-Лоран спас Францию!». Дизайнер не смог оценить всю прелесть собственного триумфа: он пытался прийти в себя после серьезного нервного срыва.
Его друг, партнер и возлюбленный Пьер Берже говорил, что «Ив – человек, рожденный с нервным срывом и живущий на вечно натянутой струне». Его карьеру в Dior прервала война – после многочисленных отсрочек Сен-Лорана призвали в армию. Солдатом дизайнер пробыл недолго: через 20 дней его отправили в больницу с направлением на интенсивную психотерапию. Это напугало руководство Dior, и Сен-Лорана моментально заменили на его экс-помощника Марка Боана. Официальной причиной признали разные приоритеты – летняя коллекция 60-го года Beatnik Chic с черными водолазками и кожаными куртками якобы не совсем соответствовала стилю Dior. Сен-Лорана перевели в частную клинику близ Парижа и начали лечить от затяжной депрессии. В январе 61-го Боан показал свою первую коллекцию для Dior, а Сен-Лоран отсудил у модного дома 140 тысяч долларов компенсации морального и материального ущерба.
Эти деньги он израсходовал с умом: в 1962 году с помощью того же старого друга Берже был открыт дом моды Yves Saint Laurent.
Его первая коллекция, показанная в январе 1962 года, стала началом большого пути. Главные вещи в гардеробе модниц тех времен, по мнению Сен-Лорана, – пара брюк, хороший свитер и непромокаемый плащ для плохой погоды. Позднее, в конце семидесятых, он с таким же пылом будет восхищаться джинсами: «Мне жаль, что не я их изобрел, – более простой, практичной, элегантной и сексуальной одежды не придумаешь». Он придумал одевать дам в роскошные вечерние смокинги, которые стали своеобразной визитной карточкой Yves Saint Laurent, как то самое маленькое черное платье для Шанель или пышная юбка для Диора. Он все время искал что-то новое – бродя по улицам Парижа, читая книги, изучая творчество художников. И все это находило отклик в его коллекциях: форма моряков превращалась в короткие жакеты haute couture, полотна Пикассо и Матисса вдохновляли его на вышивку разноцветным бисером. Он старательно сохранял баланс между вечной гонкой моды и классической элегантностью: «Любимые вещи должны жить долго и всегда быть актуальными».
Его коллекция 1965 года, посвященная картинам Мондриана, очень тепло принимается парижской публикой, яркие геометрические принты мгновенно становятся модными.
В 1966 он, предвидя будущее индустрии pret-a-porter, открывает вторую линию, Yves Saint Laurent – Rive Gauche, и выпускает коллекцию Pop-Art. С коллекцией Saharienne Сен-Лоран создает новый тренд – с тех пор женщины носят одежду в стиле сафари. Он развивается во всех возможных направлениях: создает костюмы для кино, театра, работает с дизайнерами мебели, посуды, аксессуаров. В 1974 году его модное детище переезжает в «золотой парижский треугольник» – на улицу Марсо. Сен Лоран показывает одну из самых красивых своих коллекций «Русские сезоны», соединившую в себе легкость костюмов дягилевских балерин и монументальность русского стиля. Он позирует для рекламы своих первых мужских духов абсолютно обнаженным и выпускает одни из самых известных женских парфюмов тех времен – Opium. Это было золотое время для Сен-Лорана: он был любим публикой, им восхищались критики, его боготворили.
Он стал кавалером французского ордена Почетного Легиона и первым дизайнером, чьи произведения попали в музей Метрополитан при жизни.
Именно женская мода и три знаменитые женщины принесла дому Ив Сен-Лорана славу, отмечает издание «Версии». Первой музой великого мастера называют африканскую модель Катушу Ниан. Она покинула подиум еще в начале 90-х, однако навсегда вошла в историю вместе со своим другом. Кстати, судьба Катуши так же загадочна, как и ее кумира: в конце февраля этого года ее тело нашли в Сене.
Второй музой Ива стала актриса Катрин Денев, также его близкая подруга. Именно Катрин в 2002 году, во время своего прощания с миром моды, он подарил свою последнюю работу – черный шерстяной жакет с золотой вышивкой.
Третья женщина, сыгравшая огромную роль в жизни и творчестве кутюрье – Элен де Людингаузен, урожденная Елена Строганова, директор Дома моды "Yves Saint-Laurent". Не случайно, по мнению экспертов, Сен-Лоран был наиболее близким к российскому духу модельером. И потому на него ориентировались все известные российские мастера.
Впрочем, за внешним благополучием гения-одиночки, высокими наградами и восторженными откликами критиков скрывалась нелегкая судьба «золотой рыбки» в океане, полном акул. В последние 20 лет жизни кутюрье фактически не владел и не управлял империей своего имени. Он был там гостем, с которым обращаются, как с талантливым, но сумасшедшим ребенком. В 1993 году YSL вошел в фармацевтический гигант "Эльф-Санофи". В 1999 году дом моды был куплен Франсуа Пино, при этом новый хозяин уволил 350 сотрудников. В том же году во главе "Ив Сен-Лоран-Рив гош" стал американский дизайнер и стилист Том Форд.
В 1970-е годы Сен-Лоран подружился с малоизвестным у нас модельером Оззи Кларком. Вместе с его моделью, певицей Амандой Лир, художником Энди Уорхолом и женой миллиардера Пола Гетти Талитой они участвуют в героиновом загуле на вилле Ива в Марракеше.
Подобные загулы в жизни мастера перемежаются с периодами жесточайшей депрессии и острых психозов, передозировкой наркотиков и алкогольной зависимостью.
В прошлом году на кинофестивале в Берлине был показан документальный фильм Оливье Мейру, рассказывающий о «неизвестном Сен-Лоране». Ранее лента, снятая еще в 2001 году, была запрещена судом к показу во Франции, однако организаторы "Берлинале" приняли решение открыть правду о кумире в трактовке Мейру.
Таким образом, общественность узнала, что модельер постепенно терял былую остроту зрения и все больше зависел от своих помощников, которые вели себя с ним, как с ребенком.
Когда Сен-Лоран прощался с подиумом семь лет назад, он сказал: «У меня нет ничего общего с этим новым миром моды, который сузился до примитивного оформления витрин. Элегантность и красота его покинули».
По французскому телевидению LCI Берже сказал: «Он прекрасно знал, что совершил революцию в Haute couture, осознавал и то важнейшее место, которое он занимал во второй половине 20 столетия».
«Ив Сен-Лоран понимал, что он преобразовал мир и моду, и что все женщины мира в какой-то степени стали его должницами», - продолжал он.
В заявлении президента Саркози говорится, что смерть Сен-Лорана «унесла одно из величайших имен в мире моды, имя человека, который довел дизайн одежды до ранга искусства, что принесло ему мировую известность», сообщает The Daily Telegraph.
«В марке Сен-Лорана на протяжении полувека сочетались его творческий гений, элегантность и утонченная личность, скромная и благородная. Он создал ее своим трудом, и она присутствовала как в классе одежды «люкс», так и в готовом платье, потому что он был убежден, что красота – это необходимая роскошь для всех мужчин и всех женщин», - добавил Саркози.
Александра Шульман, редактор британского Vogue, сказала, что он помогал донести моду до простых людей. «До него были лишь салоны одежды для богачей, - сказала она. - Он был молодым и талантливым. Поп-звезды с удовольствием проводили с ним время, а молодое поколение брало с него пример».
Гениальный кутюрье Ив Сен-Лоран, скончавшийся в воскресенье в возрасте 71 года, создал "словарь для гардероба современной женщины", сказал модельер Жан-Поль Готье по случаю смерти своего кумира, передает РИА «Новости».
"Он был моим идолом, примером для подражания, с одной стороны, за его талант и по-парижски строгие вещи, с другой стороны - за его собственную элегантность", - отметил Готье.
По его словам, Сен-Лоран "синтезировал социальную революцию женщины, которая состоялась в конце 60-х годов, и был первым, кто начал смешивать жанры".
"Он создал новый словарь для гардероба современной женщины и был предвестником чувства меры и элегантности", - добавил французский модельер.
Творения кутюрье Ива Сен-Лорана, ушедшего из жизни в воскресенье, были "истинными шедеврами" и "шокировали современность", считает другой французский модельер Кристиан Лакруа.
"Я часто вспоминаю, как я был потрясен, когда ребенком увидел обложку Paris-Match, на которой был изображен Ив Сен-Лоран рядом с невестой в коротком платье из его первой коллекции Dior и красным манто", - отметил дизайнер.
Французский модельер Ив-Сен Лоран, скончавшийся в Париже в воскресенье, был олицетворением высокой моды, сказал в интервью РИА Новости модельер Валентин Юдашкин.
"Сен-Лоран в 1960-е годы понятию haute-couture дал новое дыхание: в коллекциях любимого ученика Кристиана Диора сочетались гениальная простота, качество и французский шик", - сказал российский модельер.
Юдашкин считает, что одев женщину в смокинг, который впоследствии стал визитной карточкой дома, Сен-Лоран повлиял на развитие женской моды в ХХ веке.
"Он всегда был в авангарде модных тенденций, и если посмотреть все его коллекции, которым он впервые в истории моды стал давать названия, то можно увидеть уникальность каждой из них", - отметил модельер.
По словам Юдашкина, первое знакомство с Сен-Лораном состоялось в 1987 году на его выставке в Москве, которую организовала Раиса Горбачева.
"Для меня, тогда студента, возможность увидеть его коллекции стало огромным событием", - признался он.
Ив Сен Лоран был гением и все его поклонники скорбят, что он ушел, заявила «Эхо Москвы» главный редактор журнала "Officiel" Эвелина Хромченко.
Как рассказал радиостанции «Эхо Москвы» историк моды Александр Васильев, многие коллекции Сен-Лорана были посвященные России, а его творчество оказало огромное влияние на российских модельеров.
Васильев добавил, что Сен-Лоран официально отошёл от дел в 2002 году, однако практически каждый день он приходил в своё бюро, где продолжал работу для собственного удовольствия.
Ив Сен Лоран внес огромный вклад в развитие мировой моды, а его творчество до сих пор оказывает огромное влияние на других модельеров, рассказала радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор журнала VOGUE Россия Алена Долицкая.
«Он прекрасно чувствовал свое время и подарил прекрасному полу невиданную прежде свободу и готовое платье – новинку для модельера – адаптированную к их времени, зачерпнувшую идеи из мужского гардероба, будь то смокинг, сафари, дамский брючный костюм или плащ с капюшоном», – передает радио France-Info.
Именно благодаря усилиям Сен-Лорана, который в 1970 году назвал свою первую коллекцию прет-а-порте Rive Gauche, квартал на левом берегу Сены постепенно приобрел славу одного из самых фешенебельных и модных мест в Париже.
«Я ужасно расстроен потерей такого легендарного таланта, – написал в электронном письме дизайнер Томми Хилфигер. – Он был гением, который изменил мир моды раз и навсегда».
«Шанель подарила женщинам моду, а Сен-Лоран вручил им власть», – заявил Пьер Берже в эфире France-Info.
По его словам, Сен-Лоран был настоящим мастером, который выходил за пределы художественных взглядов и эстетики, чтобы создать общественно значимое явление.
Большой поклонник искусства, увлеченный оперой и театром, он черпал вдохновение для новых коллекций в искусстве Пикассо или Ван Гога, в литературе и по всему миру, от Африки до России, отмечает «Взгляд». Кстати, знаменитый модельер был прекрасно знаком с Лилей Брик. Кутюрье познакомился с ней в Париже в 1975 году. Он одаривал тогда уже 80-летнюю Брик своими лучшими эксклюзивными работами.
Сен-Лоран регулярно провоцировал публику, как это было в 1971 году с его коллекцией, навеянной 1940 годами, или премьерой его новых духов «Опиум».