Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   

Предложенные Медведевым поправки в Конституцию будут рассмотрены 14 ноября


Версия для печати 

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал Госдуме принять поправки в Конституцию по изменению сроков полномочий президента и Госдумы, а также законопроект об отчете правительства перед Госдумой сразу в трех чтениях. Как передает ИА «Росбалт», такое решение было принято сегодня, 12 ноября, на заседании комитета.

Дмитрий Медведев вчера внес в Госдуму законопроекты о внесении поправок в Конституцию, напоминает «Коммерсант». Планируется, что законопроекты пройдут все стадии рассмотрения в максимально короткий срок.

Президент, как сообщила его пресс-служба, внес в Госдуму три документа. Законопроект "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы" предусматривает поправки к ст. 81 и ст. 96 Конституции РФ. Предполагается увеличить сроки полномочий президента до шести лет и Государственной думы — до пяти. Законопроект "О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении правительства Российской Федерации" — ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 114 — вводит в практику ежегодные отчеты главы правительства перед депутатами Госдумы. В связи с этим третий законопроект закрепляет новую норму отчета в федеральном конституционном законе "О правительстве РФ". Соответствующие изменения вносятся в ст. 13 и ст. 28, а также в шестую главу.

Поправки в Конституцию предполагается внести достаточно быстро. Профильный комитет по конституционному законодательству, как сообщил "Ъ" его председатель единоросс Владимир Плигин, все президентские законопроекты рассмотрит "в приоритетном порядке".

И в Госдуме, и в Совете федерации считают, что поправки вступят в силу в течение двух-трех месяцев, а самые большие оптимисты считают, что дело будет сделано еще до Нового года.

Издание напоминает, что предложенные президентом поправки к Конституции не требуют проведения референдума и производятся в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (две трети голосов в Госдуме, три четверти голосов в Совете федерации). Конституционные поправки также должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем в двух третях субъектов РФ. После этого закон поступает на подпись президента, и он обязан будет его подписать. Новые сроки полномочий будут у президента и Думы, которые будут избраны после того, как поправки вступят в законную силу.

Что касается правительственных отчетов перед депутатами, пока лишь известно, что кабинет предварительно будет обсуждать его на своем заседании. А после обсуждения в Госдуме текст отчета в обязательном порядке будет публиковаться и в "Российской газете" (орган федерального правительства), и в "Парламентской газете" (орган Федерального собрания).

Дмитрий Медведев озвучил идею продлить срок полномочий президента и депутатов до шести и пяти лет соответственно в своем послании Федеральному Собранию, которое он огласил 5 ноября, напоминает «Интерфакс». В своем послании Медведев отметил, что вопросы о продлении президентского срока, начиная с 90-х годов, поднимались неоднократно. По его словам, многие ссылались на историю, которая знает достаточное количество случаев, когда демократические государства изменяли сроки полномочий органов государственной власти. "Не буду их перечислять, эти случаи общеизвестны, но хочу прямо сказать - речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов", - подчеркнул глава государства. Тогда же Дмитрий Медведев предложил расширить конституционные права Федерального Собрания и отнести к предмету ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти.

Выступая с этими инициативами в Послании к Федеральному собранию, Медведев не стал детально объяснять, для чего потребовалось в полтора раза удлинять полномочия главы государства и откуда появилась цифра «шесть», отмечают «Ведомости». Он лишь заметил, что теперь «реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов». А именно — противодействовать кризису, модернизировать армию и управлять «гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу» страной, одновременно «укреплять демократические институты» и поддерживать стабильность.

В пояснительных записках дается иная трактовка этому начинанию. О кризисе и модернизации армии ничего не сказано, зато называется несколько других причин. Шесть лет позволят президенту и сформулировать программу действий, и выполнить ее: «не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий».

По мнению авторов реформы, «тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности».

Кроме того, это поможет «поступательному развития страны», а также обеспечит «преемственность государственной политики». Достичь этих целей, объясняется в документе, при нынешней системе сложно, поскольку каждые четыре года «возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне»: полномочия слагают и депутаты, и правительство, и президент.

Политолог Ольга Крыштановская считает аргументы не совсем убедительными: успеть все в одном сроке невозможно, даже если он будет 20-летним. Увеличение ответственности президента со сроком никак не связано. Чем реже выборы, тем больше стабильность, это правда, но почему тогда шесть лет, а не сразу десять?

Интерес власти абсолютно понятен: для нее любые выборы, даже декоративные — зона риска и колоссальный стресс. Естественная потребность власти — быть безграничной и вечной. А вот интерес населения не очевиден, хотя значительная его часть наверняка примет эти аргументы и приветствует триумфальное возвращение в Кремль Владимира Путина, констатирует эксперт.

В комментарии для «Страны.Ru» первый замруководителя фракции «Единой России» Владимир Пехтин поддержал предложенные президентом инициативы. «На мой взгляд,

5-6 лет – это оптимальный срок, за который президент может наиболее полно реализовать намеченную программу, а депутаты – наиболее эффективно выполнить поставленные задачи.

Уже сегодня в большинстве субъектов РФ существует практика утверждения губернаторов на 5 лет, а президенты некоторых республик избираются на 7 лет. Поэтому продление срока полномочий президента и нижней палаты представляется вполне закономерным шагом», - подчеркнул Пехтин.

В свою очередь, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заметил в разговоре с корреспондентом «Страны.Ru», что введение новых сроков не только позволит «развести» во времени президентские и парламентские выборы, но также «развести» и повестки дня соответствующих избирательных кампаний.

«Сейчас участники президентской гонки, которая проводится месяца через три после парламентской, рефлекторно используют лозунги, отработанные в предыдущей кампании.

Вследствие же нововведений, президентская кампания будет наполнена новым содержанием и у претендентов на пост главы государства появится возможность сформулировать более актуальные  на данный конкретный момент задачи и пути их решения», - подчеркнул политолог.

По его мнению, теперь, после введения положения об обязательном ежегодном отчете правительства перед парламентариями, новый практический смысл обретет также предоставленное депутатам право выразить вотум недоверия кабинету. В принципе, они в любой момент могут это сделать и сегодня, но если такое решение будет принято по итогам отчета правительства, деятельность которого парламент оценит отрицательно, оно окажется более логичным и весомым. Модный сегодня вопрос о том,  а «под кого», собственно, были внесены упомянутые поправки, Орлова не мучает. Как он предположил, не терзается им и сам Дмитрий Медведев, поскольку является институционалистом и озабочен проблематикой действия системы в целом, а не вопросами персоналий.

Очевидно, «поправочные» документы, в целом, уже были готовы, когда президент озвучил названные инициативы в послании, что позволило ему не затягивать с внесением поправок в Госдуму, предположил Орлов.

Ничего сверхестественного, по его определению, также нет  в  продемонстрированной думцами ответной расторопности и их готовности  сверхоперативно утвердить упомянутые  конституционные поправки. Парламентарии традиционно  в приоритетном порядке рассматривают  законопроекты, представленные главой государства. К тому же в данном случае соответствующие предложения были озвучены им публично в особом формате – в послании Федеральному собранию. И, разумеется, нет никаких оснований сомневаться в том, что в итоге представленные документы не будут утверждены, заключил гендиректор агентства.

В интервью «Стране.Ru» глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заметил, что, на самом деле, никакой спешки с конституционными поправками нет - напротив, они вносятся задолго до последующих выборов.

Обычно же претензии предъявляются по поводу того, что правила игры меняются накануне избирательной кампании, уточнил председатель комиссии.

По его предположению, названные законопроекты будут рассмотрены депутатами в пятницу только в первом чтении. Сам он уже ознакомился с ними, но полагает, что над поправками к базовому закону парламентариям следует подумать, перечитав соответствующие документы не раз и не два. К тому же пока подготовлены не все необходимые обоснования, например, заключения думского правового управления еще нет.

Впрочем, и затягивать процесс обсуждения проектов Госдумой во втором и третьем чтении не планируется.  Так же как не предполагается, очевидно, и надолго растягивать во времени  процедуру утверждения поправок региональными парламентами. Добиться дружного их рассмотрения всеми законодательными органами субъектов РФ в единый день «Х» , вероятно, не удастся, но уложиться в одну конкретную неделю было бы возможно, подчеркнул Крашенинников. 

Парламентарии "спешат" принять президентские законопроекты по внесению изменений в Конституцию РФ, чтобы "исключить обширные дебаты, в которые включатся группы, которые хотели бы пересмотреть ту или иную статью Конституции", заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

"Они спешат именно для того, чтобы исключить крайне неприятную вещь - дискуссию по тем или иным статьям Конституции", - отметил он, комментируя информацию о решении Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовать нижней палате парламента 14 ноября рассмотреть пакет президентских законопроектов и принять его сразу в трех чтениях.

Говоря о том, вызовет ли принятие поправок в Конституцию РФ, касающихся, в частности, продления срока полномочий президента и Госдумы РФ, кадровые перестановки в правительстве РФ, политолог отметил, что "для кадровых перестановок не нужны конституционные изменения".

"Было бы в высшей степени невероятно, если бы в условиях мирового финансового кризиса, отражающегося у нас, премьер ушел бы на покой", - сказал Павловский, опровергая предположение что в связи с принятием этих поправок премьер-министр РФ Владимир Путин может покинуть свой пост.

Политолог отметил также, что и "досрочные выборы президента сегодня - вещь совершенно невероятная", для которой "нет причин". "Мы видим президента, который не просто входит в управление государством, но и заявляет позицию, свое представление о нормах, о ценностях, - отметил Павловский. - Если после этого он уйдет, это было бы абсурдное поведение".

Политолог подчеркнул, что президентские инициативы по внесению изменений в Конституцию РФ "не касаются мандата действующего президента".

«Что же означает для России увеличение срока президентских полномочий? – пишет газета «Новая Политика». - Когда в 1993 году принималась конституция страны, по который мы живем сегодня, срок президентских полномочий был, по-видимому, заимствован из конституции американской – четыре года, равно как и запрет занимать эту должность более двух сроков подряд. Напомним, что первого президента России избирали в 1991 году на пять лет.

Срок полномочий – не догма, и должен соответствовать разнообразным требованиям момента – политическим, экономическим, социальным, культурным. В политической культуре Америки принято устраивать выборы и перевыборы как можно чаще. Стоит вспомнить, что до середины XX века большинство губернаторов в США избирались на два года. Поэтому срок президентских полномочий в четыре года, принятый в конце XVIII века, казался современникам Джорджа Вашингтона весьма и весьма продолжительным. До сих пор Палата представителей Конгресса США избирается на два года – срок невиданно малый для парламентов современного мира.

Напротив, срок полномочий американских сенаторов – шесть лет, что, в свою очередь, необычно много. И это не случайно. Сенатор представляет штат, тогда как конгрессмен – избирательный округ, которых в штате может быть до пятидесяти. Посланец штата, по мысли американцев, должен обладать солидным временем для вхождения в дела, для наработки необходимого опыта и толкового использования полученных знаний, связей и навыков. Если часто мельтешить с выборами, то сенатор останется фигурой легковесной.

Что касается сроков президентских полномочий, то в различных государствах они колеблются от четырех до семи лет. Какой-то единой тенденции нет, и все зависит, как мы уже отмечали, от особенностей и нужд данной страны. Скажем, в Латвии до 1997 года срок полномочий президента составлял три года, а затем его увеличили до четырех лет. Во Франции семилетний срок, введенный при Шарле де Голле, был с 2002 года заменен пятилетним при Жаке Шираке.

В Польше, Румынии, Эстонии и Литве президентов избирают на пять лет. В Мексике, Ливане, Венесуэле, Финляндии – на шесть. В Италии – на семь. Таким образом, даже в соседних странах длительность сроков может различаться. Где-то выборы президентов проводятся в один тур – как в США, где-то требуется нередко два тура. Различаются требования относительно абсолютного большинства проголосовавших. В одних странах президентов избирает население, в других – парламенты или специально создаваемые электоральные собрания. Где-то президент может переизбираться неограниченно, где-то только дважды, а где-то – только один раз. Можно сказать, что единых стандартов не существует.

Для России проблема президентского срока отнюдь не надумана. С учетом переходного характера политического и государственного устройства страны, с учетом ее многоэтничности, огромных размеров, неустоявшегося федерализма шестилетний срок полномочий главы государства представляется вполне разумным. Маленькие сроки наилучшим образом подходят к небольшим государствам со стабильным внутренним устройством, когда смена одного лидера на другого не несет с собой революционных перемен. Российскому же президенту продление полномочий дает возможность планировать свой курс стратегически, причем с достаточным временным горизонтом, тогда как при четырехлетнем сроке таких возможностей нет.

Кроме того, при переходном периоде возрастает опасность популистских заявлений и действий. Избравшись на четыре года, политик уже думает о своем переизбрании, а у избирателей еще не выработан иммунитет к популистским заявлениям. При сроке в четыре года трудно проводить политику с дальним прицелом. Страна легко может быть обречена на стагнацию, так как своекорыстная элита не позволит необходимых изменений, а любой желающий стать президентом вынужден будет с этим считаться».




  • Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
  • Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
  • Пустое место как источник международной напряженности
  • «Антипиратский закон» принят в окончательном варианте
  • Отставка Якунина: А был ли хакер?


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .