Россия с понедельника вводит повышенные пошлины на импорт иномарок сроком на девять месяцев, сообщает РИА «Новости». Соответствующее решение правительство РФ приняло в декабре 2008 года в целях защиты отечественных автопроизводителей. Российские власти пообещали, что все ввезенные в страну до 12 января автомобили будут растаможены по старым пошлинам.
Повышение пошлин касается ввоза как тяжелой техники (тракторов), грузового автотранспорта, так и легковых автомобилей.
Согласно документу, импортные пошлины повышаются на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Новые ставки ввозных таможенных пошлин распространяются на подержанные и новые легковые автомобили, ввозимые как физическими, так и юридическими лицами.
Ввозные пошлины на малолитражки /с объемом цилиндров двигателя не более 1 тыс куб см/, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, устанавливаются в размере 3 евро за 1 куб см объема двигателя /ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет действовала ставка 1,4 евро за 1 куб см объема двигателя/.
Пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1 тыс куб см, но не более 1,5 тыс куб см, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, устанавливаются в размере 3,2 евро за 1 куб см объема двигателя /ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более 7 лет была ставка 1,5 евро за 1 куб см объема двигателя/.
Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,5 тыс куб см, но не более 1,8 тыс куб см сроком эксплуатации более 5 лет будет теперь облагаться импортной пошлиной в размере 3,5 евро за 1 куб см объема двигателя /ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более 7 лет была ставка 1,6 евро за 1 куб см объема двигателя/.
Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,8 тыс куб см, но не более 2,3 тыс куб см сроком эксплуатации более 5 лет будет теперь облагаться импортной пошлиной в размере 4,8 евро за 1 куб см объема двигателя /ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более 7 лет была ставка 2,2 евро за 1 куб см объема двигателя/.
Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 2,3 тыс куб см, но не более 3 тыс куб см сроком эксплуатации более 5 лет будет теперь облагаться импортной пошлиной в размере 5 евро за 1 куб см объема двигателя.
Ввозные пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3 тыс куб см, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, устанавливаются в размере 5,7 евро за 1 куб см объема двигателя /ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет действовала ставка 3,2 евро за 1 куб см объема двигателя/.
В повышенном виде пошлины будут действовать только в течение 9 месяцев, отмечает РБК. Таким образом, автопром фактически стал первой отраслью, получившей поддержку по новому антикризисному плану российского правительства. В Минпромторге отмечают, что цель нововведений - защитить отечественных производителей, под которыми понимаются как исконные российские автозаводы, так и иностранные автопредприятия, которые пришли в Россию на льготных основаниях, строят здесь заводы и надеются на гарантии российского правительства. Речь, в частности, идет об иностранных мировых автогигантах, таких как Fiat, Volkswagen, Peugeot, Citroen, Toyota, выпускающих популярные модели авто в России в режиме льготной промышленной сборки.
Отпугивая покупателей от подорожавших иномарок не российской сборки, правительство пытается помочь отечественным автопроизводителям, в частности, аккумулируя спрос населения на их продукцию: при покупке на сумму ниже 350 000 руб кабмин обещает субсидировать ставку по автокредитам /так делают во Франции/, компенсируя банкам две трети ставки рефинансирования /8,7 проц/, пишет ПРАЙМ-ТАСС. В условиях падения покупательной способности населения и общего кризиса продаж традиционные отечественные марки и иностранные модели российской сборки, по прогнозам экспертов, могут завоевать около 70 проц нашего авторынка. Но у российских властей имеется сразу несколько разных рецептов оздоровления российских автопроизводителей. Действуя по примеру США /там GM и Chrysler получили 13,4 млрд долл, в будущем финансовом году планируется выделить еще 4 млрд долл/, оно намерено прямо помогать автопроизводителям — в 2009 г выделено около 200 млрд руб. Кроме того, Федеральная служба по тарифам /ФТС/ 30 декабря 2008 г снизила почти вдвое тарифы на перевозку автомобилей на Дальний Восток, а В.Путин обещал РЖД платить из бюджета в течение двух лет по 70 000 руб за каждую доставленную на российскую окраину автомашину отечественного производства, в том числе и российских иномарок. При этом Россия в отличие от Франции, Швеции и объединенной Европы /Еврокомиссия выделит автопроизводителям кредит в 5 млрд евро на научно-конструкторские работы/ пока не намерена вкладывать средства в переоснащение отрасли и разработку новых, более безопасных и экологичных автомобилей, способных привлечь покупателей в будущем. В ближайшие год-два российские автопроизводители, благодаря прямой господдержке и валютной конъюнктуре, окажутся в плюсе.
«Объявлено, что постановление вводится сроком на девять месяцев, - напомнил в беседе с корреспондентом «Время новостей» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. О том, что новые пошлины будут действовать в течение некоего ограниченного срока, было заявлено не случайно, считает правозащитник, таким образом, авторы правительственного постановления стараются упредить возмущение водителей и тех, чей бизнес связан с ввозом иномарок: дескать, это вынужденная мера по защите нашего автопрома в условиях кризиса. Но, подчеркивает г-н Травин, спасать неконкурентоспособного отечественного производителя, увы, возможно лишь такими протекционистскими методами. «Понятно, что нужно выживать и «АвтоВАЗу», и Ульяновскому, и Горьковскому автозаводам, но не выживать же за наш с вами счет, - рассуждает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. - Мы вынуждены отвечать за бездействие властей, которые фактически не сделали ничего для того, чтобы поднять российский автопром. Необходимо было начинать с вливаний серьезных средств в реконструкцию и модернизацию автозаводов, а не с такого искусственного «повышения интереса» к отечественному производителю». Впрочем, замечает Травин, альтернатива у российского водителя все-таки остается, ведь не повышается пошлина на те иномарки, которые выпускаются на отечественных заводах.
Сами же автомобилисты (которые в декабре зарекомендовали себя в качестве едва ли не самой «протестно-активной» категории граждан), судя по всему, не собираются мириться с тем, что повышение пошлин на импортные машины стало свершившимся фактом. Как стало известно в воскресенье, Федерация автовладельцев России (ФАР) намерена провести 1 февраля в Москве очередную акцию протеста. Столичные автовладельцы собирались выйти на митинг 8 января, но это мероприятие мэрия запретила, а устраивать несанкционированные акции по примеру дальневосточных коллег московские водители не готовы. Тогда же, 1 февраля, ожидаются митинги и протестные автопробеги в Иркутске и Хабаровске.
По мнению Виктора Травина, выступления автовладельцев не возымеют того эффекта, на который они рассчитывают. «Повысив пошлины в намеченный срок и проигнорировав протесты, власть показала, что мнение народа для нее абсолютно ничего не значит», - полагает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев. А борьба с последствиями кризиса, по его словам, может стать для власти своего рода индульгенцией для проведения сколь угодно жестких и непопулярных мер. Впрочем, справедливости ради заметим, что, похоже, власть все же приняла во внимание декабрьские выступления дальневосточных автомобилистов: на первом в этом году пленарном заседании Госдумы, которое пройдет 14 января, депутаты обсудят «меры по снижению социальной напряженности в связи с повышением пошлин на ввоз иномарок».
Федерация автовладельцев России намерена в суде оспорить запрет правительства Москвы на проведение митинга против повышения пошлин на подержанные иномарки. Как сообщил «Интерфаксу» лидер столичного отделения ФАР Сергей Канаев, организация планирует провести следующую акцию протеста 1 февраля.
"Исковое заявление будет подано, возможно, уже сегодня", - сказал он "Интерфаксу" в воскресенье. При этом Канаев не уточнил, в какой суд будет подано заявление, отметив, что этим вопросом сейчас занимаются юристы ассоциации.
Активисты московского отделения ФАР накануне обсудили возможную дату очередной акции. "Предварительно мы решили провести следующую акцию протеста 1 февраля. Окончательное решение будет принято по итогам обсуждения этой даты с региональными отделениями федерации", - сказал он.
Как сообщалось, Московская мэрия не разрешила ФАР провести 10 января в Новопушкинском сквере акцию протеста против повышения пошлин на подержанные импортные автомобили. Заявка на митинг, как утверждали в ассоциации, была подана в правительство города после того, как мэрия отказалась согласовать проведение 8 января пикета по причине массовых новогодних гуляний в центре города.
Канаев ранее отмечал, что "ни в одном из 40 городов, где есть отделения ФАР и в которых были поданы соответствующие заявки, разрешения от администрации также получены не были". Лидер московского отделения ФАР сообщил, что представители движения передали в Госдуму РФ предложения по урегулированию вопроса повышения пошлин, вызвавшего в конце 2008 г. волну протестных акций во многих регионах России. В частности, ассоциация, по его словам, предлагает приостановить действие постановления правительства о повышении ввозных пошил на автомобили для физических лиц до 2011 года.
Также, как отметил Канаев, предлагается полностью отменить повышение пошлин для юридических и физических лиц на легковые автомобили с двигателем менее 1,3 л, а также автомобили с уровнем экологической безопасности Евро-4; отменить повышение таможенных пошлин для юридических и физических лиц на грузовые автомобили, автобусы и спецтехнику, не имеющих аналогов при производстве в России.
ФАР, по словам лидера московского отделения, предлагает ввести градацию на легковые автомобили по годам от нуля до трех лет и от трех до семи лет, по экологической и аварийной безопасности. Помимо этого ассоциация выступает за отмену прежнего порога "подержанных автомобилей" до семи лет. К 2011 г. предлагается полностью запретить к ввозу для юридических и физических лиц легковые автомобили от нуля до трех лет, а автомобили ввозить по квотам, которые распределяются между всеми участниками рынка без всяких льгот с помощью тендера.
С 2009 г. по 2011 г. как сказал Канаев, предлагается ввести льготные налоговые условия новым иностранным сборочным производствам на территории России, при условии локализации производства на 50% в течение двух лет или до точки окупаемости проекта. Также рекомендуется в течение 2009 г. разработать программу поддержки "отечественных производителей" путем снижения налоговой нагрузки и экономической заинтересованности в повышении качества автомобилей и запчастей.
Между тем спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что государство должно предпринять меры, снижающие негативные социальные последствия, связанные с введением пошлин на иномарки.
"Болезненная общественная реакция на введение пошлин на иномарки требует от государства дальнейших действий для смягчения негативных социальных последствий этого решения, особенно в восточных регионах страны", - сказал "Интерфаксу" Миронов.
По его мнению, решение о введении пошлин, которое вызвало так много споров, не будет пересмотрено, по крайней мере, в обозримом будущем.
Как отметил Миронов, история с введением пошлин показала, что подобного рода решения, которые задевают интересы большого количества людей, должны приниматься в условиях большей открытости, с более полным учетом интересов всех социальных слоев и групп, которых они касаются.
Еврокомиссия заявила, что повышение Россией пошлин на импорт иностранных автомобилей противоречит подписанному в 2004 году соглашению о вступлении в ВТО, отмечает «Коммерсант».
Согласно сообщению агентства Reuters, представитель Еврокомиссии заявил на брифинге, что "комиссия серьезно сожалеет о такой позиции". По его словам, "данная мера противоречит соглашению, которое мы имеем с Россией с 2004 года в рамках ее вступления в ВТО".