Сегодня, 27 августа, Генпрокуратура по поручению президента РФ начала проверку деятельности госкорпораций. Об этом «Интерфаксу» сообщили в Генпрокуратуре РФ.
Согласно сообщению, особое внимание в ходе проверки будет уделено законности и эффективности использования переданных госкорпорациям финансовых средств и госимущества, а также соответствию деятельности корпораций целям, определенным при их создании.
В Генпрокуратуре отметили, что с начала недели в корпорациях приступили к работе созданные Генеральной прокуратурой РФ рабочие группы.
Одновременно Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов РФ организовать проверки исполнения законодательства организациями, созданными вышеуказанными корпорациями и федеральными унитарными предприятиями, в отношении которых корпорации от имени РФ осуществляют полномочия собственника имущества.
По словам представителя Росатома Сергея Новикова, в преддверии проверки гендиректор корпорации Сергей Кириенко издал приказ, которым определил ответственное лицо, которое должно представлять проверяющим документы. Кроме того, приказ предписывает создать для проверяющих все условия для их работы, включая предоставление отдельных помещений и другие вопросы, отмечает газета «Ведомости».
7 августа президент России Дмитрий Медведев дал поручение генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и начальнику контрольного управления президента РФ Константину Чуйченко в срок до 10 ноября 2009 года провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций, напоминает ИА «Росбалт».
Глава государства потребовал уделить особое внимание вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного государством госкорпорациям имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности госкорпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании.
По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.
Ранее президент РФ заявлял, что крупные государственные корпорации не смогут создать новую экономику, основанную на инновационных технологиях.
По мнению Медведева, успех инноваций в России зависит от того, как близко будут соприкасаться частный бизнес и новые технологии. Впрочем, он признал, что пока особого оптимизма по этому поводу не испытывает. За последние несколько лет в России новой экономики не появилось, считает президент. Именно поэтому он создал специальную комиссию по инновациям, которую возглавил сам.
Сейчас в России существует семь госкорпораций. Это Внешэкономбанк, «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов, «Росатом», «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Роснанотех». СМИ зачастую также причисляют к госкопорациям госкомпанию «Автодор», созданную 17 июля текущего года.
14 августа замминистра финансов Дмитрий Панкин сообщил, что в России будет создана восьмая госкорпорация — «Российское финансовое агентство», однако в тот же день слова Панкина опроверг вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин.
Государственная корпорация в качестве организационно-правовой формы появилась в современной России в 1999 году как одно из положений закона о некоммерческих организациях. В реальной жизни первенцем будущего могучего семейства тогда же стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций /АРКО/. Однако, большинство из нынешних семи российских госкорпораций инновационно-индустриальной сферы учреждены в промежутке между 2006 и 2008 годами, отмечает ПРАЙМ-ТАСС.
Если не считать "Росатом" - наследника мощнейшего Минатома, перед большинством госкорпораций, "прописанных" в традиционных промышленных отраслях - Объединенной авиастроительной, Объединенной судостроительной, "Ростехнологии", поставлена задача объединения деградирующих остатков советского промпотенциала и создания на их основе структур, способных воспринимать инновации и конкурировать на мировом рынке.
Примерно такая же, но еще более амбициозная - стать локомотивом процесса перевода всего научно-промышленного хозяйства на инновационный путь развития и покончить с застарелой проблемой - "невпитывание" предприятиями научных разработок и передовых технологий - поставлена перед госкорпорацией Российская корпорация нанотехнологий - РОСНАНО. Другую гигантскую, но все же ограниченную по времени и месту задачу - подготовку объектов и инфраструктуры юга страны к Белой Олимпиаде-2014 в Сочи решает "Олимпстрой".
Поручению президента предшествовали несколько волн публикаций в прессе по теме низкой эффективности деятельности новых "китов" госэкономики и высоких накладных расходах на содержание их топ-менеджмента.
Главная черта госкорпораций, которая привлекла лоббистов при их создании и была одобрена Владимиром Путиным в эпоху его президентства, — фактический переход госсобственности в частные руки при сохранении бюджетного финансирования и возможности заниматься коммерческой деятельностью, пишет «Газета.Ru». Эти и не частные, и не государственные образования фактически выведены из-под государственного контроля, но государство при этом обязано заботиться об их финансовой устойчивости. Хотя бы потому, что те же «Ростехнологии» контролируют целые моногорода или предприятия, размеры которых не позволяют закрыть их относительно безболезненно для социальной стабильности в стране.
Если по итогам проверки будут приняты реальные решения, меняющие статус госкорпораций, возникнет почва для важных выводов о реальном механизме управления страной.
В частности, о президентских амбициях Дмитрия Медведева в 2012 году, о его способности уменьшить влияние представителей путинской промышленной элиты.
Экономическая целесообразность госкорпораций с самого начала вызывала сомнение не только у экономистов, но даже у правительственных чиновников. Однако устройство российской власти таково, что создание госкорпораций было политическим решением и их возможная ликвидация будет тоже сугубо политической.
По мнению гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова, основной причиной проверки деятельности госкорпораций стал дефицит бюджета. Виноградов считает, что таким образом президент стремится проконтролировать финансовые потоки крупных госкомпаний.
К примеру, «Роснано» получила 130 млрд рублей, Фонд содействия реформированию ЖКХ — 240 млрд, АСВ — 209 млрд, «Олимпстрой» — 242 млрд рублей, а «Ростехнологии» — 439 предприятий в качестве имущественного взноса. Под контролем госкомпании «Автодор» в общей сложности находятся 18,3 тыс. км дорог федерального значения, отмечает GZT.RU.
Поводы для сомнений в «целевом использовании» госкорпорации подкидывают сами. Так, прокурорская проверка Фонда содействия реформированию ЖКХ в апреле этого года выявила, что на административно-хозяйственные расходы в фонде потратили около 340 млн рублей.
По мнению Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК, в некоторых случаях ГК дискредитируют саму идею их создания. «Зачастую кажется, что главное, чтобы были десятки, сотни миллиардов рублей, и все будет готово, – говорит эксперт. – Но практика показывает, что это далеко не так. К примеру, создание «Роснано» не слишком сработало на пользу нано-технологиям. Это говорит о том, что организационная форма, в которой реализуются те или иные проекты, тоже имеет значение».
«Госкорпорации – это структуры с неясными формулировками правовой основы деятельности. В документе президентского совета прямо говорится, что это – нонсенс. Скажем, государственные средства, передаваемые им, перестают быть государственными, – рассказал «Новым Известиям» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. – А учитывая череду связанных с компаниями скандалов, решение президента напрашивалось. Можно вспомнить историю, как некоторые корпорации размещали средства в коммерческих банках, зарабатывали, используя деньги не по назначению. Много говорилось о гигантских премиях руководству компаний, подарках, представительских расходах. При этом отчитался о своей деятельности только Фонд ЖКХ».
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев согласен: долго искать мотив для начала проверок не пришлось. «Думаю, причин у президента было более чем достаточно. Например, прокладка труб для «голубого потока» стоила нам в 3–4 раза дороже, чем для Турции. Госкорпорации получают подряды безо всяких тендеров. Перерасход средств гигантский. Проблем очень много: Олимпиада, «АвтоВАЗ», дороги, строительство на Дальнем Востоке», – поведал «НИ» экономист.
Тем не менее Иноземцев убежден, что глобальной встряски после проверки не будет. Госкорпорации будут жить, как раньше. «Думаю все же, что это пиар-акция. По ее итогам будут некоторые перестановки на уровне вторых лиц компаний. Часть виновных накажут. Однако закончится все не уголовными делами, а публичной отставкой некоторых не самых высших руководителей. Что касается организационной структуры, здесь изменений не будет. Госкорпорации останутся предельно закрытыми», – прогнозирует ученый.
«Громких коррупционных разоблачений я не жду. Чем все завершится – пока сложно сказать. Нужно подождать три месяца. Впрочем, уже одно решение о начале проверки – красноречивый сигнал. Начинается пересмотр решений, принятых в последние годы. Возможно, госкорпорации действительно лишат привилегий, изменят их структуру. Пока все на это направлено», – считает Никита Кричевский.
Критическое положение «АвтоВАЗа» стало последней каплей, вызвавшей прокурорскую проверку госкорпораций. Такое мнение высказал в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» руководитель Института национальной стратегии Станислав Белковский.
Он отметил, что президент РФ Дмитрий Медведев 3 недели назад дал Генпрокуратуре поручение проверить госкорпорации, так как «у Медведева есть большие сомнения в эффективности этих больших организаций».
«Эти госкорпорации являются уникальным гибридом, которого нет нигде в мире. Они распоряжаются госсобственностью, но при этом не подотчетны никому: ни государству, ни обществу. Это - рассадник коррупции», - подчеркнул Белковский.
Эксперт предположил, что раздражение сложившейся ситуацией у президента накапливалось давно, однако последней каплей стала критическое положение, которое сложилось на «АвтоВАЗе».